Патологоанатом и лаборатория трудились всю ночь, чтобы быстрее провести исследования, на основании которых можно было строить предстоящий допрос задержанных подозреваемых. Полковник Горячев, сонный и злой, сидел в своем кабинете, пил кофе, в ожидании результатов вскрытия, чтобы доложить эти сведения генералу.
Длительный и кропотливый труд дал результат. Анализ приготовленной пищи и остатков продуктов, из которых готовился ужин, ничего лишнего и подозрительного в них не выявил. Никаких примесей и быстродействующих ядов. Но на бокале, из которого пил пострадавший, был обнаружен яд гремучей змеи.
Патологоанатом при вскрытии тела тоже определил, что Фетисов погиб от этого яда и вряд ли это сделал сам.
– В желудке у него водка, мясо голубя, и этот яд. В крови точно такой же яд, уровень адреналина в пределах нормы, значит, он не знал, что этот ужин будет для него последним. В смывах с рук тоже обнаружен змеиный яд в очень высокой концентрации.
– Интересно, где это он так неудачно к гремучей змее приложился. заметил Борисов, – И как действует этот яд?
– В нем содержится нейротоксин, способный вызвать параличи и гемотоксин, который разрушает клетки крови, вызывая её разжижение, повреждает стенки сосудов, в связи с чем, начинается внутреннее кровотечение. Обычно при укусе гремучей змеи все симптомы отравления развиваются в течении 2-3 часов, но он умер почти мгновенно, хотя количество яда в десятки раз меньше, чем при укусе .
– И какой из этого вывод, – поинтересовался Борисов.
– У него развился на этот яд, вернее на белок этого яда, острый анафилактический шок с резким падением давления, потерей сознания, отеком легких и судорогами. В крови гистамин просто зашкаливает, что говорит об этой ураганной аллергической реакции. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Такая тяжелая реакция бывает при повторном поступлении в организм аллергена, скорее всего, раньше его кусала гремучая змея. У него на правом запястье есть едва заметный шрам, похоже, что от зубов змеи, – ответил патологоанатом и показал оперативникам шрам.
– Похоже, на укус, – заметил Доронин.
– И как яд попал в кровь? – поинтересовался Борисов.
– Яд был у него на руках, и попал с них на пищу, дичь ведь едят руками, а он ел жареного голубя. Мелкие косточки поранили слизистую желудка, и яд почти мгновенно попал в кровь. Остается определить, как яд оказался у него на руках, да еще в таком количестве.
– Может, с бокала, из которого он водку пил.
– Не думаю, это скорее с руки яд попал на бокал, а не наоборот.
– Подарки! – воскликнул Доронин , и хлопнул себя по лбу, – Свадьба его сына была и гости дарили подарки! А он перед ужином целый день сидел один в своем кабинете – не иначе подарки разбирал.
– Какое это оказывается опасное для жизни занятие – разбирать подарки! – заметил Борисов и спросил,– И где такой яд можно достать?
– Это яд американской гадюки, они населяют этот континент в громадном количестве, – ответил Доронин.
– Из Америки яд привезли! – повернулся к нему Борисов.
– И на юге Средней Азии гремучие змеи водятся в значительном количестве, – добавил к сказанному патологоанатом, – Фермы существуют по их разведению. Из голов добывают яд, а туловище приготавливают по специальному рецепту и подают в ресторанах. Мясо считается афродизиаком и повышает потенцию.
– В Таиланде есть две змеиные фермы, – поделился своими доводами Доронин, – Там для туристов устраивают аттракционы со змеями, угощают деликатесами из змеиного мяса и готовят различные снадобья из их яда, крови и репродуктивных органов и продают. Лечат ими различные заболевания кожи, язвы желудка, бесплодие.
– Есть такие фермы в Китае и Вьетнаме, в этих странах местные жители вообще едят мясо змей, оно похоже на куриное мясо, только мягче, – добавил патологоанатом.
– Интересно, а кто это из наших подозреваемых бывал на юге Средней Азии, хотя бы в этом самом Таиланде? – задал вслух этот риторический вопрос капитан Борисов, – И возможно даже ел подобный деликатес.
Когда долгая ночь завершилась вполне ощутимыми результатами, и наступило утро, Горячев сообщил сведения генералу и собрал оперативников в своем кабинете.
– Начнем с Горского, он у нас подозреваемый номер один, он за два дня до гибели потерпевшего выяснял с ним отношения на повышенных тонах и угрожал ему. Необходимо задержать и доставить его в отдел. И второе – необходимо быстро провести тщательный обыск в кабинете и номере Фетисова. Искать предмет покрытый ядом гремучей змеи, с которого яд попал на руки погибшего, а с рук в его желудок и кровь.
– Переносная лаборатория нужна, – подсказал Борисов, – Чтобы на месте определить этот яд..
– Ивана Алексеевича возьмите вместе с лабораторией, – распорядился Горячев, – Он быстрее всех найдет все улики.
Глава 2
Бабье лето закончилось, осеннее небо нахмурилось темными тучами, и когда машина с оперативниками подъехала к особняку, стал накрапывать мелкий дождь. Ворота были плотно закрыты, и Борисов нажал кнопку звонка. К воротам подошел охранник и открыл их. Хозяин особняка встретил их на крыльце.
– Доброе утро, Виктор Алексеевич, мы за вами, – приветствовал его Борисов.
– В каком это смысле? – удивленно посмотрел на него Горский.
– Вы три дня назад были у Фетисова и крупно с ним поскандалили, а вчера вечером он отравился за ужином в своем ресторане.
Недоуменное выражение на лице Горского сменилось непритворным изумлением.
– Как отравился?
– Обыкновенно – ел жареного голубя, поперхнулся и умер.
– Умер! – воскликнул хозяин особняка и опустил глаза, чтобы никто не заметил блеснувшей в них радости, но глубокий вздох облегчения выдал его отношение к этой новости – он, несомненно, был не только удивлен, но и очень доволен этим известием..
– В связи с этим, – продолжил капитан, – Вам необходимо проехать с ними в отделение и рассказать о причине вашей ссоры.
– Я арестован? – спросил Горский
– Нет, вы задержаны по подозрению в причастии в смерти Фетисова до выяснения всех обстоятельств его гибели.
– Надолго?
– Мы можем задержать любого подозреваемого на трое суток, – ответил капитан, – И я предупреждаю вас, что вы имеете право хранить молчание, и что любое сказанное вами слово может быть использовано против вас.
– Простите господа, но мне нужно переодеться и предупредить дочь. Я буду в вашем распоряжении через полчаса.
Когда они прибыли в отделение полиции и Горского привели в комнату для допросов, он заявил:
– Я буду говорить только в присутствии своего доверенного адвоката.
– Это ваше право, – ответил Борисов, – Вы можете сделать один звонок.
Горский позвонил адвокату Калининой, и сообщил оперативникам, что она будет в течение часа. Его перевели в камеру предварительного заключения, а оперативники направились в свой кабинет.