Инновации. Главная жизненная среда экономики и стратегический приоритет для любого руководителя в бизнесе. По результатам недавнего опроса IBM, в котором приняли участие руководители 1500 компаний, креативность была названа главным профессиональным качеством лидера. История знает много примеров, как инновационные идеи совершали переворот в отрасли и приносили большой доход. iPod от Apple переигрывает плееры Sony Walkman, кофейные зерна и атмосфера Starbucks переворачивают представление о привычных кофейнях, Skype делает ставку на «бесплатность», чтобы побеждать AT&T и British Telecom, eBay громит газетные объявления, Southwest Airlines незаметно ускользает от American и Delta. В каждом случае новаторские решения позволили получить конкурентное преимущество и заработать на этом огромный капитал для компании-первопроходца. Разумеется, задним числом вопрос на миллион звучит так: как им это удалось? А вопрос на десять миллионов, пожалуй, так: как я сам могу этого добиться?
«ДНК инноватора» находит ответы на эти и другие вопросы. Эта книга начиналась прежде всего с вопроса, который мы поставили много лет назад перед гуру «подрывных» технологий и нашим соавтором Клейтоном Кристенсеном: откуда возникают подрывные модели бизнеса? В бестселлерах Кристенсена «Дилемма инноватора» и «Решение инноватора» есть важное соображение о свойствах революционных технологий, бизнес-моделей и компаний. «ДНК инноватора» возникла по итогам восьмилетнего исследования, в ходе которого мы стремились понять, кто они – подрывные инноваторы, и какие компании создают. Основная задача нашего проекта заключалась в том, чтобы найти истоки инновационных – и часто революционных – бизнес-идей. Поэтому мы поговорили с сотней изобретателей подрывных продуктов и услуг и с основателями и руководителями компаний, изменивших рынок и построенных на инновационных идеях. Среди них Пьер Омидьяр из eBay, Джефф Безос из Amazon, Марк Лазаридис из Research In Motion и Марк Бениофф из Salesforce.com. Полный список собеседников в наших интервью, которых мы цитируем на страницах этой книги, приводится в Приложении А. Цитаты почти всех упоминаемых здесь героев взяты из наших интервью, за исключением Стива Джобса (Apple), Ричарда Брэнсона (Virgin) и Говарда Шульца (Starbucks).
Мы изучали опыт руководителей, осуществлявших инновации в действующих компаниях, в частности это Алан Лафли в Procter & Gamble, Мег Уитман в eBay и Орит Гадеиш в Bain & Company. Одни из рассмотренных нами компаний – успешные и известные, другие – нет (Movie Mouth, Cow-Pie Clocks, Terra Nova BioSystems). Но все они предложили рынку качественно новый продукт по сравнению с традиционными игроками. Во всех случаях речь шла о каких-то новых или отличительных свойствах продукта, цене, удобстве или возможностях индивидуальной настройки, которые отсутствовали у конкурентов. Наша задача была не столько в том, чтобы проанализировать стратегии компании, сколько в постижении образа мысли самих инноваторов. Мы хотели как можно больше узнать о них, в том числе о том, когда и как они пришли к своим находкам, из которых впоследствии возникли новые продукты и компании. Мы попросили их рассказать о самых ценных и нестандартных идеях, посетивших их за годы работы, и вспомнить, откуда эти идеи возникли. Их истории были вдохновляющими, поучительными и на удивление схожими.
Размышляя над услышанным в ходе многочисленных интервью, мы увидели некую общую закономерность в моделях поведения. На пути к подрывным открытиям новаторы-предприниматели и руководители компаний действовали одинаково. Собранный материал позволил выявить пять основных навыков первооткрывателя – исследовательских навыков, составляющих, как мы это называем, ДНК инноватора. Мы увидели, что инноваторы «мыслят иначе», если употребить известный слоган Apple (think different). Они умеют отлично соединять идеи, между которыми нет очевидной взаимосвязи, и придумывать что-то свое (мы называем это ассоциативным мышлением или ассоциированием). Но чтобы мыслить иначе, нужно и действовать иначе. Все наши герои часто задавались вопросами, идущими вразрез status quo. Некоторые очень внимательно подмечали все, что происходит в мире. У некоторых было огромное количество знакомых в самых разных сферах. Кто-то ставил во главу угла эксперименты. При постоянном применении такой подход (заключающийся в постоянных вопросах, наблюдении, нетворкинге и экспериментах) задавал ассоциативное мышление на поиск новых бизнес-моделей, продуктов, услуг и процессов. Многие думают, что креативность – сугубо интеллектуальный навык. Важнейший вывод нашего исследования заключается в том, что способность генерировать инновационные идеи есть не только функция интеллекта, но и функция поведенческая. И это прекрасно, потому что если мы можем изменить образ действий, то сможем добиться значительно больших результатов в творческих изысканиях.
Обнаружив перечисленные закономерности в поведении новаторов-предпринимателей и руководителей компаний, мы сосредоточились в своих изысканиях на менее известных, но не менее талантливых инноваторах со всего мира. На основе проведенных интервью мы составили опросник по оценке исследовательских навыков у лидеров-новаторов (ассоциативное мышление, умение задавать вопросы, наблюдения, нетворкинг и экспериментирование). На этом этапе мы собрали ответы и всестороннюю информацию об исследовательских умениях более чем 500 инноваторов и свыше 5 тысяч руководителей компаний из более чем 75 стран (о принципах оценки индивидуальных достижений и результатов компаний можно прочитать на нашем сайте http://www.InnovatorsDNA.com). На примере менее известных лидеров мы обнаружили те же закономерности, что и у их более знаменитых коллег. Инноваторы значительно чаще, по сравнению с остальными руководителями, задавали вопросы, наблюдали и подмечали, занимались нетворкингом и экспериментировали.
Результаты нашего исследования были опубликованы в Strategic Entrepreneurship Journal, ведущем научном журнале о предпринимателях (подробности нашего исследования приведены в Приложении B). Мы также опубликовали полученные выводы в статье под заголовком «ДНК инноватора», которая в 2009 году претендовала на премию McKinsey Harvard Business Review.