Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал…
А.С. Пушкин
Необходимость данной работы объясняется, прежде всего, естественной потребностью любого человека и гражданина знать свою историю. Не только героическую, возвышенную типа «гром победы раздавайся!», но и тяжкую, зависимую от наших далеко не дружественных соседей.
Статус Руси в XIII–XVI веках – это правовые положения, степень свободы в делах международных, военных, экономических и во внутреннем устройстве княжеств Руси в период татарского «ига». В предлагаемой книге сделана попытка на конкретных примерах показать, как протекали взаимоотношения княжеств Руси с ханами Золотой Орды и какие были внесены изменения в государственную и общественную жизнь средневековых русичей.
Как это происходило? Где истоки падения одних и возвышения других? Кто такие татаро-монголы и что представляло собой «татаро-монгольское иго»?
Корифей русской истории Николай Михайлович Карамзин (1766–1826) в предисловии своего знаменитого труда «История государства Российского» написал: «Муж ученый и славный Шлецер[1], сказал, что наша история имеет пять главных периодов; что Россия от 862 года до Святополка должна быть названа >рождающеюся
, от Ярослава до монголов >разделенною
, от Батыя до Иоанна III >угнетенною
, от Иоанна до Петра Великого >победоносной
, от Петра до Екатерины II >процветающей
. Сия мысль кажется мне более остроумною, нежели основательною».
И не только у одного Карамзина возникла тень сомнения в достоверности трактовки нашей отечественной истории. Например, наш первый русский историк В.Н. Татищев (1686–1750) по поводу внезапного появления на русском горизонте незванных степных кочевников, написал: «Приидоша языци незнаеми, безбожнии агаряне, их же никто добре весть, кто суть, откуда изъидоша, и что язык их, коего племени и что вера их. Зовутся бо татаре, кланяются солнцу, луне и огню. Неци зовутся таурмени, ини зовутся кумани, ини монгли. А инии сказуют, яко многи племени и народы от скиф восточных совокупивиеся и других покорившие, заедино зовутся».
Мой комментарий. Для русичей язык незванных пришельцев должен быть знаком – другие татары и булгары жили рядом, они многократно взаимодействовали с 10-го века, а коль скоро, поклонялись солнцу, луне и огню, то это были тенгрианцы (древняя религия всех кочевников); куманы и монги – это куманы (половцы) и монги – монголы (с 1206 года так стали называть всех объединенных тюркоязычных кочевников под водительством Чингисхана), и многие племена кочевников евразийских степей, корни которых уходят к скифским племенам, живших здесь за тысячу лет до происходящих событий.
Современный широко известный историк, доктор исторических наук Н.Н. Крадин также задается вопросами по выяснению подлинной истории XIII века, он пишет: «Монголы создали одну из самых крупных империй в мировой истории. Их походы и завоевания, а также последствия оказали огромное влияние на историю человечества. Наконец, ключевой интригующий вопрос этой темы, которым озадачились многие исследователи: как и почему из небольшого, мало кому известного народа возникла огромная мировая имерия, а потом почти также стремительно исчезла с авансцены мировой истории».
Да, действительно, это интригующий вопрос из нашей истории, который был подвергнут забвению почти 800 лет.
Российская Академия Наук в 1826 и 1832 гг. объявила специальный конкурс на лучшее исследование по истории Золотой Орды, поскольку её «владычество… долженствовало иметь более или менее влияния на судьбу, устройство, постановления, образование, нравы и язык нашего отечества». XIX век на эти вопросы так и не ответил. Нет исчерпывающих ответов и в наше время (1991 г.).
Однако, это не значит, что научные работы в этом направлении не велись. Тема исследований актуальна во все времена и не только в России, но и за рубежом. И вот в конце 2016 года в Казани вышла в свет уникальная книга большого формата почти на 1000 страницах; как её скромно назвали составители – «Коллективная международная монография «>Золотая Орда в мировой истории
», издания Центра исследования Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова и Института истории им. Ш. Марджани Академии Наук Республики Татарстан.
«Примером международного сотрудничества является эта коллективная монография. Исследователи из разных стран, на основе анализа разнообразных источников, предложили свое видение сложных и дискуссионных аспектов ордынской истории. Надеемся, что читатель получит достаточно связную и объемную информацию о развитии Золотой Орды, её отношениях с соседними странами и её роли в глобальной политике XIII–XV вв.».
Не с моим статусом давать какой-либо комментарий указанному академическому сборнику, но я рядом с этим альманахом поставил книгу Булата Рахимзянова «Москва и татарский мир. Сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV–XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург, 2016 г.). Одно другое дополняет.
Но это дает мне моральное право в своей книге еще раз привести десятки примеров употребления в Mengi El (Великой Монгольской Империи) тюркского языка, как на государственном уровне, так и в обиходе, в быту.
Причем, моя версия рассмотрена с семи точек зрения, с семи сторон: археологической, лингвистической, по данным дипломатической переписки, по монгольским и русским летописям, по данным нумизматики, по данным периодических исследований историков различных стран с XIII по XXI вв., и по данным генетиков.
И как ни крути, все равно получается, что языком общения в Великой Монгольской империи, созданной Чингисханом, был тюркский язык!
И это не моя версия. В своей книге я называю 55 имен исследователей XIII–XXI веков, которые приводят убедительные аргументы о том, что никаких этнических монголов в XIII веке не существовало. То были многочисленные тюркские племена. И, естественно, все они говорили и писали на своем тюркском языке.
В защиту своих убеждений привожу тезис доктора исторических наук Глеба Ивакина из его статьи «Южная Русь и Батыево нашествие» 2002 г. «Следует вывести из научного оборота громоздкий, неуклюжий и неверный по своему историческому смыслу термин «татаро-монголы» («монголы-татары»). Это название искусственное и появилось в работе П. Наумова только в 1823 году. Ни В.Н. Татищев, ни Н.М. Карамзин его не употребляли».
В русских летописях XIII–XV вв. всегда пишут о Татарах. Например, Лаврентьевская летопись сообщает: «…князь Ярослав поехал в Татары, а сына своего Константина посла к Канови…». «Рогожский летописец отмечает: «Того же лета (1266 г.) умре царь Татарский Беркаи». В Симеоновской летописи под 1282 годом читаем: «Князь же Дмитрий… отъеха въ орду къ царю Татарскому Ногою». А вот откровение князя Андрея Ярославича: «Господи! Что есть доколе намъ межъ собой бранитися и наводите другъ на друга Татаръ, лучи ми есть бежати въ чюжую землю, неже дружитися и служити Татаромъ» (из Никоновского свода). Тоже самое утверждают первые зарубежные путешественники в Монголию в XIII веке.