Михаил Михайлович Манухин, Татьяна Юрьевна Ретюнская - Стыд и вина: клубок хитросплетений. Эффективные стратегии совладания со стыдом и виной

Стыд и вина: клубок хитросплетений. Эффективные стратегии совладания со стыдом и виной
Название: Стыд и вина: клубок хитросплетений. Эффективные стратегии совладания со стыдом и виной
Авторы:
Жанры: Социальная психология | Психотерапия
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Стыд и вина: клубок хитросплетений. Эффективные стратегии совладания со стыдом и виной"

Стыд и вина – два важнейших чувства, помогающих психике человека в процессе рефляции его взаимодействия с окружающим миром, другими людьми и самим собой.

Погружаясь в феноменологию этих чувств, детально разбираясь в процессе их функционирования, авторы пытаются выделить особенности взаимосвязей стыда и вины, а также дают возможность читателям овладеть реальными практическими инструментами в виде техник Краткосрочной стратегической терапии Дж. Нардонэ, позволяющих обрести навыки эффективного управления интенсивностью этих чувств.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся современной психологией.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Стыд и вина: клубок хитросплетений. Эффективные стратегии совладания со стыдом и виной


© 2024, М. Манухин

© 2024, ООО «И-трейд»

Введение

И рад бы в рай, да грехи не пускают

Угрызения совести. Сопутствующие им самообвинения и самонаказания. Ощущения внутренней пустоты, плохости и ничтожности. Следует полагать, что подавляющему большинству из нас знакомы эти переживания. Их болезненность порой настолько сильна, что способы справиться с ними принимают свои самые необычные или даже крайние формы – кто-то компульсивно переедает, кто-то наносит себе шрамы, а кто-то даже сводит счёты с жизнью.

Человеческая сущность проявляется в своём взаимодействии – с окружающим миром, с другими людьми, с самим собой. Именно это взаимодействие даёт каждому из нас возможность понять кто мы такие, что из себя представляем, на что способны или неспособны, что для нас ценно, а что нет, чем ценны мы сами, а что предпочтём скрыть и упрятать от посторонних глаз подальше на дно своей души.

Для того, чтобы как-то разбираться всём этом сложном взаимодействии, природа дала человеку эмоциональный механизм, позволяющий ему ощутить своё несовершенство, отличие от других людей, понять, насколько правильные или неправильные (с разных точек зрения – например, моральной, законодательной, религиозной) поступки он совершает. И в качестве тех чувств, которые составляют основу такого эмоционального коктейля, регулирующего взаимоотношения людей, в первую очередь, следует отметить два из них – это стыд и вину.

В своей жизни мы сталкиваемся с ними постоянно. Каждый проходил через разные стадии этих чувств – от лёгкого смущения до позора, от вины за незначительную шалость до серьёзного (и возможно даже неискупимого) наказания за тяжёлый проступок. Тяжесть и болезненность переживания стыда и вины зачастую настолько сильны, особенно стыда, что невозможность с ними справиться вынуждают человека изолироваться от общества, ощущать себя ничтожным и никчемным, терять контроль над собой, своими эмоциями и поведением, лишают уверенности в своих силах, что ведёт к появлению самых разных психологических проблем.

Часто от клиентов, приходящих на терапию, особенно религиозных, можно услышать, что так как безгрешных людей нет, то близость к Богу определяется тем, насколько человек себя ПЛОХО чувствует из-за грехов. Объясняя смысл этого утверждения, они говорят, что хороший человек отличается от плохого тем, что он испытывает сильные угрызения совести, мучительное осуждение самого себя, погружается в бесконечные раскаяния и сожаления. Т. е. по этой странной логике выходит так, что для того, чтобы быть хорошим человеком, надо чувствовать себя по-настоящему плохим, быть вечным страдальцем и самоистязателем. Странная вырисовывается картина. Не правда ли?

Безусловно, такой взгляд на вещи обусловлен крайней степенью восприятия. Как и любое явление в нашей жизни, избыточность создаёт новую проблему.

Человек без стыда и вины – по большому счёту психопат, у которого отсутствуют регулирующие тормоза, обеспечивающие цивилизованность взаимоотношений в обществе.

Но чрезмерная углублённость в переживания этих чувств, приводящая к непереносимым страданиям, не даёт человеку возможности вести полноценную жизнь, всячески её ограничивая.

Как говорится, истина посередине. Сама суть нашей жизни такова, что не испытывать чувств стыда или вины невозможно в принципе. Болезненные ощущения от стыда и вины во многом нас заставляют задуматься о том, что происходит в нашем взаимодействии с самим собой, с другими людьми, провести анализ, сделать работу над ошибками в связи с совершаемыми нами поступками. Эти чувства побуждают нас вести себя нравственно, заботливо, социально ответственно. Но неспособность управлять своими эмоциями, а стыдом и виной особенно, делает их переживания крайне затруднительными, вызывая излишние страдания.

Именно приобретению навыков по управлению стыдом и виной, совладанию с этими чувствами и будет посвящена эта книга.

Чтобы научиться чем-то управлять, нужно сначала изучить этот предмет с разных сторон. Поэтому важное внимание в книге будет уделено пониманию того, как функционируют эти чувства, что лежит в их основе, как человек пытается с ними справиться. В общем, сначала мы погрузимся в изучение феноменологии этих чувств – стыда и вины. А затем, разобравшись с их феноменологией каждого из чувств, мы попытаемся углубиться в разные аспекты и особенности каждого из них.

Оттолкнувшись от глубинного взгляда на функционирование стыда и вины, мы сможем обратить свой взор на то, какие воздействия надо осуществлять для того, чтобы уметь совладать с интенсивностью и болезненностью этих чувств.

Стратегиям управления ими будет посвящена отдельная глава.

И прежде, чем погрузиться в обсуждение темы стыда и вины, хотелось бы предложить читателю маленький рассказ, который невероятно точно передаёт соответствующие эмоциональные переживания [6].

”Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.

В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

– Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– Просто у меня сегодня День Рождения, и я подумал, что…


С этой книгой читают
На земле и под землёю, на воде и под водою, в небесах и в вздухе, на орбите в космосе, в вооружении уничтожения и в медицине за прошедшие века мы стали умнее, быстрее, выше, сильнее. А в природе, как словно вчера с опаской с дерева спустились, и оно исправно служит нам надёжным убежищем от палящего солнца, агрессивности хищников и наводнений. Поклонение моде, вплоть до ланшафтного дизайна, ещё то касаемо Эго. А вне его реально надвигается нравств
Пустота… Что будет с ним, если пустота окутает его? Сможет ли он вспомнить?.. Сможет ли он выбраться? Увидит ли он её снова? Кто он на самом деле? Или же это просто галлюцинации? Содержит нецензурную брань.
В 2100 году в Москве в парке «Музеон» проходит выставка новейших достижений. Китайские ученые привезли машину, отправляющую в прошлое. Художник и скульптор Эдвард Робертс отправляется сознанием в 2050 год, чтобы разгадать тайну своей матери…
Данная работа рассматривает насущные демографические проблемы России и предлагает комплексные решения для их преодоления. В условиях снижения рождаемости и увеличения смертности автор подчеркивает значимость совместных усилий – от государственных структур до каждого отдельного гражданина. Изучая ключевые аспекты, такие как привлечение молодежи, интеграция мигрантов и создание благоприятной социальной среды, книга предлагает конкретные меры для ул
В недалеком будущем произошло глобальное «оцифровывание» различных сфер жизнедеятельности, что повлекло за собой разработку и распространение «digital-наркотиков» – цифровых программ, способных вводить человека в измененное состояние сознания (ИСС). С каждым годом количество «digital-продуктов» ИСС увеличивалось, а «цифрозависимых» становилось все больше. «Грязные» коды и некачественные «прошивки» делали свое дело… Книга содержит нецензурную бран
Книга известного современного детского писателя Николая Бутенко «Загадки о морских животных и рыбах». В неё вошли весёлые, развлекательные и познавательные загадки для детей от 5-ти лет. В произведениях Николая Бутенко всегда найдётся место увлекательной и шуточной игре. Его занимательные загадки домашних животных добрые, весёлые, познавательные и написаны хорошим русским языком с тонким юмором.
─ Понравилось увиденное? Ему не нужно уточнять подробности, мы понимает тему. Становится тяжело дышать и сохранять холоднокровие, грудь вздымается выше. Происходящее сейчас за рамками нормального. Но смотря на этого мужчину кажется, что нормально вообще не про него. ─ Не рассмотрела деталей. Сглатываю, когда второй рукой касается моей шеи, нежно проведя вниз от уха. ─ Господин ректор, вы же не хотите заявление о домогательстве на второй день рабо
Я устроилась на работу в школу, учительницей начальных классов. Это моя мечта! А ещё в этом посёлке я почти сразу встречаю парня… Своей мечты. Он такой взрослый, сильный и ответственный. Я влюбилась! Но первого сентября на линейке я стою со своими учениками и вижу его среди старшеклассников. Вот тебе и взрослый, ответственный парень. Теперь любовь под запретом.