ГЛАВА 1.
Женькиной маме - Галине Ефимовне, довелось родиться в большой семье, их матушка - Александра, Санка в просторечье, в шестнадцать лет убежавшая из зажиточной на то время семьи - период революционных перемен, к беднейшему симпатяге Ефимке Портнову, за короткое время стала многодетной.
Ефим не то чтобы совсем никудышный, но мало внимания доставалось Сане от него: дети, один за другим рождающиеся, хозяйство, постоянные заботы - всё это выматывало.
Муж же, после приезда в 1918 году с фронта старшего брата Серафима, стал в селе вторым ярым активистом, вместе устанавливали Советскую власть, вместе потом же рушили церковь, опять же на симпатичного светло - русого Ефимку заглядывались бабёнки, имелись у него зазнобушки в недалеком городе, да и так, между делом, поблизости, тоже хватало кой кому его внимания.
Серафим привез с собой жену - полячку, Адель, красавица и умница, от которой старший был без ума, недолго пожила в суровой уральской погоде. Весной 1919 года появились в селе колчаковцы красные естественно отступили, с ними и братья Портновы.
Аделю искали, перерыли и попротыкали штыками всё, не нашли, она спряталась на дереве - высокой разлапистой елке, причём прятаться пришлось долго, в марте на Урале еще холодина, застудилась молодая жена, постоянно болела, лет через пять остался Серафим вдовцом, бездетным.
У Ефимки к тому времени из шести детей пока что выжили четверо: Валентина, Клавдия, эти были вполне самостоятельными, двухгодовалая Маргаритка, которую бабушка Варварушка с малых лет прозвала квашонкой и годовалая Галина - именно последним двум девчушкам имена посоветовала Аделя, так вот и появились в селе вместо Прасковьи и Федосьи - Рита и Галя, после них как говорится - косяком пошли мужики у Сани Портновой: Леонид, Анатолий, Владимир, между ними проскочила девочка - Зина, в сорок первом - Юрий, в сорок пятом - Борис и в сорок седьмом, последыш - Виктор, между этит родами были еще два мальчика, но слабенькие, умерли вскоре после рождения.
Всего рожала Саня шестнадцать раз, можно понять какую непосильную ношу тянула на себе эта неласковая как бы, измученная родами, заботами, хозяйством и развеселыми похождениями муженька, чуть за сорок но выглядевшая намного старше, женщина. Ефимка не пил особо, но активист во всём им и был.
Подросшие дочки стали помощницами Санке - Валентина пошла работать в городскую больницу пока санитарочкой, с детства мечтавшая стать медсестрой настроилась начать изучать профессию с самых низов, кто же знал что через три месяца начнется война, а еще спустя три месяца в городе
развёрнут военный госпиталь, уже через полгода Валя будет лихо справляться со всеми обязанностями медсестры, только сразу же после войны подпольный аборт унесет ее жизнь.
Клавдия в пятнадцать лет была очень самостоятельной исполнительной, ответственной - такую Кланькой не назовёшь, так и была для братьев и сестер Клавдией.
Третья - тринадцатилетняя Ритка, ни мясо - ни рыба, ведомая своей Галинкой, та командирша была главной во всем и везде в детстве и не только с сестрой, с братьями тоже!
Такой Маргарита и останется, всегда будет слушать кого - то, делать всякие ненужные поступки, но кому что на роду написано.
Галинка же была огонь - девка как опять же говорила их любимая бабушка Варварушка - мать Сани. Ритка пока раскачается у Галинки уже всё готово, потому и обязанностей у неё было намного больше.
Мелкие братья и Зинок требовали постоянного внимания, одной еды на такую ораву надо было наготовить прилично, плюс корова, овечки, поросенок, куры все это требовало усердия, заботы, некогда было сидеть лишней минутки.
Ефим после отъезда старшего брата в Алма - Ату уже не так лез в активисты, возился с пчёлами, помогал жене не перетруждаясь особо, сено и корма для живности - это всегда было на нём, а домашние дела на Санке.
На войну многодетного да как оказалось со слабыми легкими, не взяли, вскоре назначили председателем колхоза - мужиков осталось в селе по пальцам пересчитаешь, одни подростки да пожилые, в сорок третьем вернулся после тяжелого ранения бывший председатель и Ефим стал пасечником в колхозе, он же возил мед в город, сдавал сам лично.
В их огороде десяток ульев еще со времен женитьбы Ефима всегда имелись, но из шести сыновей ни один не перенял его таланты, только Риткин сын, тоже Санко, к пенсии начал заниматься пчелами.
Голодно, трудно, в войну было у Портновых как у всего народа, Санка крутилась, варила из зелени - щавеля, крапивы по весне супчики добавляя в них понемножку муки, называла их - затирухи.
На родившегося в августе сорок первого Юрика материнского молока не было, хорошо - спасала корова, их кормилица и огромная поддержка семьи.
Ефим в сорок четвертом собрался было уходить от жены к молодайке из соседней деревни, вот тут Саня не выдержала, улучила момент пошла в сарай и хотела повеситься от такой жизни.
Как смогла учуять нехорошее Галинка - сама до старости понять не могла, но успела когда мать уже встала на чурбачок.
Горько рыдала её боевая, не дающая спуску никому дочка, обнимая вялую, какую - то съежившуюся мать, умоляла не делать задуманного, просидели обнявшись умученная мать и её самая чуткая девочка долго, пока не забегали в поисках матери голодные ребятишки.
В тот же вечер пошли Клавдия и Галинка в деревню к этой зазнобе.
Клава старалась говорить убедительно, а Галинка после произошедшего днём, не выбирала слов:
- Или мы все к тебе восьмером жить придём, или я вас вместе с отцом подожгу! - столько ярости было в словах и глазах этой худющей девчонки, что зазнобушка поняла - на самом деле поджог устроит эта Ефимкина оторва.
Блудный папаша вернулся, попритих заметно, только не было у него желания поберечь жену, в сорок пятом опять забеременела, если у Зины были сросшиеся пальчики на руках и ногах, то родившийся в сорок пятом Борис на всю жизнь остался ростом с метр и двумя горбиками спереди и сзади.
Родился вроде обычным младенцем, но слабеньким и после перенесенной в полуторагодовалом возрасте болезни, плюс авитаминоз и простуды, остановился в росте и только голова соответствовала нормальному виду взрослого мужчины.
Ефима это проняло основательно, тем более именно малыш был зеркальной его копией - больше к бабёнкам не уходил, а в сорок девятом у Клавдии уже родился первый внук.
Поступила она в учительский институт, Галинка пошла в ФЗУ выбрав профессию электрика, собираясь работать в дальнейшем на электроподстанциях железной дороги .
Ритка устроилась пекарем, сказав что десяти классов ей хватит за глаза.
Клавдия Ефимовна в сорок восьмом поехала отрабатывать в соседний район, там сразу же и обаял её бравый фронтовик, разведчик Алексей Прокопьев, через год родили первого мальчика - Славика, а всего у неё четыре мужика получились.