Paul McGee
SUMO
(Shut Up, Move On)
The straight talking guide to succeeding in life
Illustrations by Fiona Osborne
Издано с разрешения John Wiley & Sons и литературного агентства Александра Корженевского
Книга рекомендована к изданию Сергеем Гусевым
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© All Rights Reserved. Authorised translation from the English language edition published by John Wiley & Sons Limited. Responsibility for the accuracy of the translation rests solely with Mann, Ivanov and Ferber and is not the responsibility of John Wiley & Sons Limited. No part of this book may be reproduced in any form without the written permission of the original copyright holder, John Wiley & Sons Limited
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016
* * *
Это было весной 2005 года. Я сидел за кухонным столом, любовался садом из окна и вносил финальные правки в черновик книги о S.U.M.O. Я впервые работал с издательством Capstone, это было интересно, но никто не питал иллюзий. Мой редактор знал, что он сильно рискует, выпуская подобную книгу. До этого тринадцать других издательств уже отказались публиковать ее. Один редактор сказал мне прямо: «Никто не придет в магазин за книгой, название которой приказывает заткнуться и действовать. Название должно быть привлекательным, а у вас, Пол, все наоборот».
Хоть я и писал с увлечением, у меня возникли серьезные опасения. Воспримет ли кто-то всерьез книгу, которая поощряет плодотворное мышление, утверждает, что пребывать в состоянии бегемота – это нормально, и предлагает напрочь забыть о Дорис Дэй[1]? У меня было немало сомнений, особенно после общения с друзьями, которые участливо спрашивали: «А что ты будешь делать, если книга провалится? Как ты справишься с разочарованием?» Зачем нужны враги, если есть такие друзья?
Мой наставник и лучший друг Пол Cэндхэм смотрел на все более оптимистично: «Приятель, у тебя причудливый и уникальный стиль. Он не всем придется по вкусу, но вот увидишь, его оценит гораздо больше людей, чем ты себе представляешь. Просто поделись историями не только взлетов, но и падений. Это изменит книгу». Я так и сделал.
Как вы сможете убедиться, я попытался сделать изложение увлекательным. Ведь моя цель не просто поделиться мыслями, но рассказать, как эти идеи помогли мне преодолеть трудности.
Похоже, Пол был прав. Читатели, узнавшие мою биографию, стали писать мне, чтобы рассказать о своем опыте. Мы ни разу не встречались, но у нас много общего. Мы не знаменитости. За нами не охотятся папарацци. Наши фото не размещают в журналах. В желтых газетах не будут сплетничать о том, что мы потолстели или похудели. Но у каждого из нас есть своя история. Мы одинаково важны, даже если биографии у нас совсем разные. В конце концов, мы все в одной лодке. И называется она жизнь.
Мы мечтаем. Разочаровываемся. Надеемся. Испытываем боль. Падаем. Встаем. Двигаемся дальше. Опускаем руки. Просыпаемся счастливыми. Просыпаемся несчастными. Радуемся в компании друзей и близких. Приходим в отчаяние от одиночества и чувства собственной никчемности. Иногда жизнь кажется невообразимо прекрасной, а порой – абсолютно бессмысленной. Человеческие отношения – это величайший источник радости и боли. Мы наслаждаемся особыми моментами жизни, но чаще просто не замечаем их. Мы чувствуем, что способны на многое, но нас всегда преследуют сомнения. Мы удивляем себя. Мы перестаем в себя верить.
Мы с вами, может быть, различаемся расовой принадлежностью, возрастом и образованием, но у нас все равно много общего. Похоже, читатели этой книги нашли как раз то, что их объединяет. Глубоко внутри я надеялся, что так и произойдет. Я не просто пишу о философии S.U.M.O. Я о ней рассказываю. К моменту написания этого предисловия я объездил с лекциями сорок стран. Десятки тысяч людей слушали мои выступления. Некоторые смеялись надо мной и моими идеями. Но большинство к ним прислушались. Скажу без ложной скромности, моя история вдохновила очень разных людей. Не все поняли мой юмор. Позже вы узнаете почему. Но многие согласились с некоторыми, а то и со всеми моими высказываниями.
Ваш мир кардинально отличается от того, каким он был в 2005 году. Пользуетесь Facebook? Я тоже. Марк Цукерберг разработал его только в 2004 году. В 2005-м он был доступен студентам США. Сейчас эта сеть по численности уступает только Китаю и Индии. В 2005-м вы называли людей друзьями, потому что действительно их знали.
А что насчет Twitter? Мне нравится писать твиты. В 2005-м никто о нем не знал. Почему? Потому что Twitter запустили только в июле 2006 года.
А YouTube? В 2005-м домен уже существовал, но видео начали загружать только спустя какое-то время. В Великобритании YouTube заработал в день рождения моей жены – 19 июля 2007 года. Честно говоря, сомневаюсь, что день рождения Элен как-то связан с этим событием, но я так жалею, что в тот день не снял наш романтический ужин у клеток с обезьянами в Честерском зоопарке! Если бы я это сделал, вы бы смогли увидеть, как она была счастлива отдыхать рядом с гориллами и бабуинами, поглощая бутерброды, сыр и пироги со свининой (да-да, вы правильно догадались, я из Северной Англии).
«Финансовый кризис» все помнили как событие 1980-х – начала 1990-х. Всего несколько экономистов в 2005 году могли предсказать крупнейшую финансовую катастрофу, которая произошла три года спустя.
В 2005 году вы, скорее всего, сверяли время по часам, жалели, что под рукой нет камеры, чтобы запечатлеть особый момент, и просто клали трубку, когда разговор становился скучным. Принципы S.U.M.O. появились в мире без айфонов. Не было никаких приложений. Тогда было сложно увидеть фото еды, которую ваш друг съел вчера. Как мы тогда жили? Не знаю.
Из-за технологического скачка в нашем мире появилось много возможностей для общения и шансов для конфликтов. Видов развлечений стало в сотни раз больше. Зачем думать, если можно твитить? Зачем разговаривать с близкими, когда легче переписываться с «друзьями», которых никогда не встречал? Зачем заниматься детьми, если проще дать им наушники и усадить перед айпадом?
«Перемены» – неподходящее слово для того, чтобы описать последнее десятилетие. Это очевидно. Нет, правильнее будет сказать «неумолимость». Неумолимое количество перемен, происходящих с неумолимой скоростью, так что остановка означает шаг назад. Никому из предыдущих поколений не приходилось жить с такой неумолимой скоростью, как нам сейчас. Для многих из нас жизнь превратилась в бесконечную езду со сломанными тормозами.