Pedro Vivar. Súper Sapiens: Cо́mo conocer la mente humana y desarrollar tus capacidades. – Lunwerg editores, 2022.
© Pedro Vivar, 2022
© del prо́logo, Jesús Sierra, 2022
© Editorial Planeta, S. A., 2022
© Перевод, оформление, издание на русском языке. ООО «Попурри», 2024
У моего деда до восьми лет не было собственной обуви. Моя мама с братьями и сестрами в детстве ели яйца только по особым случаям и каждый день шли много километров пешком до школы. У меня же есть кольцо, которое рассказывает мне о том, хорошо ли я спал, машина с обогревом сидений, а «Амазон» регулярно доставляет мне на дом необходимые биодобавки с витамином D. Несомненно, мы сейчас живем в наилучший для существования период истории. Разумеется, многие люди в наше время прозябают в крайней бедности, в условиях, существенно худших, чем десять, сто, тысячу лет назад, но, по сути, у большинства из нас лучшее качество и бо́льшая продолжительность жизни, чем у любых прошлых поколений.
И хотя многие из нас идентифицируют себя с миром аналоговых технологий и винтажем, на самом деле, если бы мы могли на несколько недель перенестись в прошлые эпохи, то потом с огромной радостью вернулись бы домой, в наш XXI век. Любовь к эстетике старины и захватывающие истории, которые мы сами себе рассказываем, – это одно, а реальность – совсем другое.
Никогда в прошлом мы не имели большей свободы и бо́льших возможностей для перемещения по миру, развлечений, учебы, заботы о себе, качественного питания. Однако создается такое впечатление, что эта объективная реальность в обществе не трансформируется в ощущение большего благополучия и полноты жизни. Факты говорят о том, что у нас есть все для того, чтобы жить и чувствовать себя лучше, чем в любую прошлую эпоху, но те же факты также указывают на то, что мы стали больше болеть, растолстели и менее довольны своим существованием, чем какие-либо поколения до нас.
Что-то тут не сходится. А может, как раз наоборот. Может быть, большинство из нас не готовы к такому изобилию, такой легкости, жизни без усилий и борьбы, а обезьяна, которая сидит у нас внутри (наша генетика) хочет, чтобы мы были ленивыми и выбирали легкий путь. И она это делает ради нашего же блага: в том мире скудости, в котором люди жили во все прошлые эпохи, не имело смысла тратить сверхценную энергию, ведь она могла понадобиться нам позже. Эволюция сделала нас ленивыми и прожорливыми.
Не знаю, хватило бы моему дедушке самодисциплины для того, чтобы выключить нетфликс и пойти спать, соблюдая свои циркадные ритмы и таким образом упрощая протекание физиологических процессов восстановления мозга. У него не было выбора: наступала ночь – и делать было особо нечего. И я не знаю, могла бы моя мама в подростковом возрасте иметь лишний вес и пристрастие к сладостям и полуфабрикатам: в ее распоряжении их попросту не было.
У всех прежних поколений были свои трудности, вне всякого сомнения, многочисленные и серьезные, а у нас – свои. Одна из них – понять этот эволюционный диссонанс, суть которого заключается в том, что наши нервная и гормональная системы адаптированы к миру, в котором мы больше не живем. Возникает пропасть, разделяющая нас на тех, кто не имеет твердости и самодисциплины, чтобы бороться с побуждениями внутренней обезьяны, полагающей, что мы живем в условиях скудости, и на тех, кто их имеет. Первым суждено продолжать разрушать свое физическое, ментальное и эмоциональное здоровье, они – жертвы своего неконтролируемого поведения. Вторые же, Суперсапиенсы, в полной мере могут наслаждаться лучшим периодом в истории человечества.
Хесус Сьерра,бизнесмен, директор и соучредитель канала Vida Potencial («Потенциальная жизнь»)
Я из тех людей, которые не принимают критики от тех, кто не принимает советов. Именно так, и хотя в этой книге я стараюсь оставаться за рамками повествования, я считаю, что важно знать, кто именно рассказывает историю и что его к тому побуждает. Поэтому из чисто прагматичных соображений начну эту книгу с рассказа о себе; таким образом я буду уверен в том, что, если моя история не вызовет в вас ни малейшего интереса, вам легко будет немедленно прекратить чтение.
Наше время стоит очень дорого, и все, что мы делаем, имеет свою цену – цену возможностей. Это та альтернатива, от которой мы отказываемся, когда принимаем определенное решение, включая отказ от тех благ, которые мы могли бы получить, выбрав другой вариант. Это значит, что за то время, которое вы потратите на чтение этой книги, вы вполне могли бы прочитать другую, которая приблизила бы вас к достижению ваших целей. Я собрал в этой книге массу информации, реальных историй, инструментов и ресурсов, поэтому, если она вас сразу не зацепит, вероятно, идеи, которые я хочу до васдонести, не достигнут вашего сознания в той форме, в какой мне бы хотелось.
Я заметил эту важную деталь, работая с клиентами в качестве личного тренера международной квалификации. Мне стало очевидно, что во многих случаях те знания, которые я стремился передать людям, не имели значения, потому что перемены, замыслы или желание начать какой-либо проект должны появиться в самом человеке. В общем, я понял, что за успехом моих клиентов стоят их страдания.
Я заметил, что, когда у них были личные проблемы – развод или трудности на работе, – они гораздо больше вкладывались: лучше заботились о своем питании, чаще ходили на тренировки, с большей осознанностью относились к тому, что происходило вокруг них, и им даже удавалось выработать прочное и крепкое чувство любви к себе. Например, я наблюдал, что у моих самых строптивых клиентов повышался уровень стресса, когда приближалась дата тестирования уровня физической подготовки или экзаменов, даже если у них было меньше времени и выше степень оказываемого на них давления, умственного утомления и физической усталости. Они занимались с большим рвением, чем за восемь месяцев до дня Х. Подобным образом я и сам ступил на путь личностного роста, который привел меня к изучению механизмов человеческой мотивации, целеполагания и причин, лежащих в основе достижений, успехов, но также и неудач.
Следствием данных наблюдений и явилась эта история.
Если бы мне довелось выбирать, в чем я отличился на протяжении жизни, я бы, вероятно, указал свою посредственность, отсутствие честолюбия и цели. В детстве я был типичным гиперопекаемым ребенком. Мама с присущей ей любовью и невежеством, вследствие которого человек работает всю жизнь и не останавливается, чтобы задуматься о том, ради чего он работает, считала, что если я буду жить внутри пузыря, вдалеке от стресса и опасности, то мое физическое и психическое здоровье гарантировано. Вероятно, если вы читали мою книгу «Счастье – вот в чем проблема» (