Аркадий Файвишевич Векслер, Тамара Яковлевна Крашенинникова - Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы

Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы
Название: Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы
Авторы:
Жанры: Архитектура | Культурология | История России | Общая история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы"

Основанное на документах Государственных архивов и воспоминаниях современников повествование о главной магистрали значительной части Центрального района современного Санкт-Петербурга: исторического района Санкт-Петербурга Пески, бывшей Рождественской части столицы Российской империи, бывшего Смольнинского района Ленинграда и нынешнего Муниципального образования Смольнинское – Суворовском проспекте и двух самых красивых улицах этой части: Таврической и Тверской. В 150 домах, о которых идет речь в этой книге, в разной мере отразились все периоды истории Санкт-Петербурга от его основания до наших дней, все традиции и стили трехсотлетней петербургской архитектуры, жизнь и деятельность строивших эти дома зодчих и живших в этих домах государственных и общественных деятелей, военачальников, деятелей науки и культуры, воинов – участников Великой Отечественной войны и горожан, совершивших беспримерный подвиг защиты своего города в годы блокады 1941–1944 годов.

Бесплатно читать онлайн Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы


© Векслер А.Ф., Крашенинникова Т.Я., 2016

© ООО «Рт-СПб», 2016

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2016

* * *
Смольнинский мыс

Такого названия нет в топонимии Петербурга? Но взгляните на любую доступную Вам карту нашего города, и Вы увидите самый настоящий мыс, как его определяют географы – участок суши, вдающийся в море, озеро, реку Огибая этот мыс, Нева резко меняет направление своего течения с северного на западное. Границы этого мыса можно определить Смольной набережной левого берега Невы в пределах от Смольного проспекта до Водопроводного переулка, а можно и более широко – включив в них еще и Синопскую набережную, четную сторону Невского проспекта от площади Александра Невского до площади Восстания и головную часть Лиговского проспекта от площади Восстания с ее мысленным продолжением на север до Воскресенской набережной Невы. Во втором случае в границах Смольнинского мыса окажутся исторический район Санкт-Петербурга Пески, бывшая Рождественская часть столицы Российской империи, бывший Смольнинский район Ленинграда и Муниципальное образование Смольнинское – значительная часть Центрального района современного Санкт-Петербурга. Это даст нам возможность в одной книге рассказать об истории и достопримечательностях главной магистрали значительной части города – Суворовском проспекте, параллельных и перпендикулярных ему улиц. Историю района представим читателю в виде отдельных очерков, сохраняя общепринятый в историко-краеведческой литературе принцип топохрона: соответствие названия территории или объекта городской среды времени его существования.

Очерк первый

Пески – Рождественская часть— Смольный район

Пески

Устойчивое обиходное название местности на левом берегу Невы, составившей большую долю территории Рождественской части (Летняя Конная площадь после сооружения на ней церкви во имя Дмитрия Солунского (1860-е гг.) причислялась к Литейной части). Местность включала четную сторону Невского проспекта на его участке, называемом в обиходе Старо-Невским, Знаменскую площадь, начало Лиговского проспекта, казармы Преображенского полка, Таврический сад. Название местности происходило от ее супесчаной почвы. Пески вместе со значительной территорией в Литейной части с 1739 г. стали полковым местом (слободой) лейб-гвардии Преображенского полка, но их начали застраивать лишь при императрице Елизавете Петровне с 1750 г. Всю территорию Песков разбили на перпендикулярные к Лиговскому каналу линии, пересекавшиеся тремя продольными улицами – Дегтярной, Слоновой (ныне – Суворовский пр.) и Мытнинской. Линии получили название нумерованных Рождественских улиц по церкви Рождества Христова и впоследствии продлевались. В 1792 г. первоначальная нумерация Рождественских улиц была изменена (в 1923 г. Рождественские улицы переименовали в Советские с сохранением их нумерации). В конце XVIII в. через Пески к Большому Охтенскому перевозу проложили дорогу, в 1871 г. получившую название Калашниковского проспекта (ныне – пр. Бакунина). Вблизи Невского проспекта на Калашниковском находился Мытный двор для сбора таможенных платежей с товаров, ввозимых в Петербург через Охту. Другой Мытный двор (торговый) находился вблизи самого перевоза на Болотной улице.

В начале XIX в. в состав Песков включали и заболоченную территорию восточнее Болотной улицы, на которой после ее осушения проложили улицы, названные по городам Новгородской губернии (Новгородская, Старорусская, Кирилловская, Боровичская). Тогда же Болотная улица стала называться Мытнинской.

Мастеровым, находившимся на государственной службе, участки в Песках раздавались бесплатно. Обитателями Песков были в основном чиновники средней руки и мещане; селились также студенты, отставные чиновники и офицеры, небогатые представители интеллигентных профессий. Своеобразие Песков состояло в многоукладности: в смешении стилей, социальных групп, одежд и лиц. Пески считались бедным, но благопристойным местом, почти пригородом Петербурга. «Скучные улицы, расположенные под прямыми углами, были одной из беднейших частей города, теперь быстро застраиваются каменными громадами. Кое-где сохранились деревянные домики. <…> Церковь Рождества 1781–98 гг., расплывшееся здание с небольшими куполами и двумя колокольнями», – писал о Песках В.Я. Курбатов в 1913 г.



Знаменская церковь. 1900-е гг.


На Песках к концу XIX в. действовало более десяти приходских храмов и церквей при монастырских подворьях и воинских церквей, как унаследованных от XVIII в., так и построенных в XIX и XX вв. Пески открывались Знаменской церковью. Указ о ее постройке издали еще в 1759 г. – за два года до смерти императрицы Елизаветы. Деревянную церковь «против Егерского и Птичьего дворов» освятили только в 1765 г.: район был бедный, и сбор средств на строительство шел медленно. Перестройка церкви (ее официальное название – церковь Входа Господня в Иерусалим) в камне также двигалась неспешно – с 1794 по 1806 г. Белую пятикупольную церковь на высоком гранитном цоколе спроектировал архитектор Ф.И. Демерцов. Она была похожа на сохранившийся до наших дней собор в Софии (часть Царского Села), построенный Чарльзом Камероном. В плане церковь имела вид квадрата. Пять ее шлемовидных глав располагались на высоких барабанах. Вокруг церкви – чугунная ограда и две часовни. Входоиерусалимскую церковь называли Знаменской по ее главной святыне – иконе Знамение, исполненной в 1175 г. в Новгороде греком Христофором Семеновым. Знаменская церковь выступала символом преемственности двух столиц российского Севера – Новгорода и Петербурга. В церкви стоял барочный иконостас с иконами дворцовых мастеров петровского и аннинского царствований; в ризнице хранилась великолепная утварь и напрестольный серебряный крест с частицами мощей, Животворящего Креста и ризы Божьей Матери. Церковь закрыли в 1938 г., в 1940 г. полностью уничтожили.



Церковь Рождества Христова. 1900-е гг.


На Песках построили первый в Петербурге храм Рождества Христова, давший впоследствии название всей местности, ав 1811 г. – вновь образованной полицейской части. С 1720-х гг. здесь стояла деревянная церковь. В 1752–1753 гг. для переселенных в этот район служителей Канцелярии строения домов и садов, ведавшей строительством дворцов и придворных зданий в первом 50-летии существования Петербурга, был выстроен взамен прежнего новый, также деревянный, храм во имя Рождества Христова с приделом во имя Всех Святых. В 1781–1789 гг. по проекту П.Е. Егорова на площади, получившей впоследствии название Рождественской, построили каменный трехпрестольный храм на 3000 человек. Росписи и образа для него выполнили известнейшие русские живописцы. Освящение храма совершили при участии цесаревича Павла Петровича. В 1850–1851 гг. и 1886–1887 гг. храм расширялся и реставрировался. Перед местным образом Рождества Христова, почитавшимся покровителем Песков, по традиции молились о помощи в родах и воспитании детей. В 1863 г. при храме создано первое в России приходское благотворительное братство со школой, приютом, богадельней и собственной церковью. Храм закрыт и разрушен в 1934 г.


С этой книгой читают
Лиговский проспект долгое время оставался в тени внимания краеведов, исследователей и знатоков становления Санкт-Петербурга как столичного города. В книге впервые обстоятельно рассказано о Лиговском проспекте: об истории освоения этой территории, о владельцах первых и последующих строений, о наиболее известных жильцах. Приведены краткие архитектурные характеристики зданий. В публикации использованы современные фотографии домов.
Читателю предстоит путешествие по улицам, составившим ось расположенного в центре города муниципального образования Владимирский округ. Описанный период истории этих улиц очень широк: от первого упоминания и до наших дней. В их строениях представлены все периоды и стили петербургской архитектуры. А какие из «малых» петербургских улиц могут похвастать таким количеством знаменитостей и первыми адресами их жизни в огромном городе? Издание служит про
Вас ждет необыкновенно насыщенная и увлекательная прогулка по Владимирскому проспекту. Здесь вы можете наблюдать примеры различных архитектурных стилей – классицизма, эклектики и модерна. В разные годы тут жили или бывали зажиточные негоцианты, известные врачи, такие как хирург Склифосовский, профессор, заслуженный деятель наук, педиатр Аркадий Борисович Воловик, представители петербургской богемы и многочисленный чиновный и служилый народ.В форм
«Золотое кольцо» России состоит из прекрасных древних городов: Москвы, Сергиева Посада, Ростова Великого, Ярославля, Суздаля, Костромы, Переславля-Залесского, Владимира, других городов, занимающих особое место в истории Русской земли. Это красивейшие города, которые являются настоящими жемчужинами на карте России. Каждый такой город таит в себе множество секретов, и вписывает в историю новые имена, которыми гордятся поколения.Смоленск – один из к
Рассказы Олега Волкова о Москве – монолог человека, влюбленного в свой город, в его историю, в людей, которые создавали славу столице. Замоскворечье, Мясницкая, Пречистинка, Басманные улицы, ансамбли архитектора О.И. Бове, Красная Пресня… – в книге известного писателя XX века, в чьей биографии соединилась полярность эпох от России при Николае II, лихолетий революций и войн до социалистической стабильности и «перестройки», архитектура и история пе
Будущее приближается с огромной скоростью, и «умные» машины вот-вот станут естественной частью человеческого быта – легко уже представить тот день, когда холодильник составит меню обеда, весы запретят добавку, а встроенный в телефон «личный помощник» откажется платить за лишнюю пару обуви. Хочется верить, что искусственный интеллект будет не только помогать человеку, но и не мешать ему, но как этого добиться – зависит только от самого человека. С
Странно, но еще тридцать лет назад мало кто знал и слышал о соборе Саграда Фамилиа. Сегодня это величайшее из строящихся в наши дни творений рук людских известно каждому образованному человеку. Так же как имя его создателя – гениального архитектора Антонио Гауди и его покровителя, мецената Эусебио Гуэля.И все же главный герой этой книги – Барселона, город, где творил Гауди, где создавали в XIX столетии уникальные строения самые выдающиеся архитек
Книга, исключительная по значимости для европейской литературы – и как один из лучших образцов немецкоязычного модернизма, и как одна из самых ярких антиутопий ХХ века. Роман, в котором в полной мере отразилось критическое отношение автора к идеям национал-социализма.Странное государство Большая Бухта, существующее словно бы вне пространств и времен и как бы застывшее в реалиях позднего Средневековья. Государство, существовавшее достаточно благоп
Ханс Ульрих Обрист (1968, Вайнфельден, Швейцария) – куратор, критик, историк искусства, директор лондонской галереи «Серпентайн», ведущий специальной программы Migrateurs в Музее современного искусства Парижа. В 2009 году журнал ArtReview назвал Обриста самым влиятельным человеком в мире искусства. В своей книге «Краткая история кураторства» Ханс Ульрих Обрист с помощью серии интервью с ведущими кураторами и директорами музеев из Европы и США фор
У Джулианы Дермот есть все для счастливой жизни: красивая внешность, деньги, любящие родные и большая любовь. Но жизнь оказывается не так проста, и Джулиане придется на собственном горьком опыте убедиться, что не всегда красота фасада совпадает с внутренним содержанием…
Каникулы – это время отдыха, разгильдяйства и расследования магических преступлений. Особенно, если тебя никто об этом не просилСодержит нецензурную брань.