Сергей Митин - Светлейший. Первый игемон империи

Светлейший. Первый игемон империи
Название: Светлейший. Первый игемон империи
Автор:
Жанры: Биографии и мемуары | Историческая литература | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Светлейший. Первый игемон империи"

Человек власти – о человеке власти. Сенатор, экс-губернатор Сергей Митин исследует жизнь первого губернатора России Александра Меншикова. Когда «человек власти» изучает, препарирует, анализирует историю власти – это особая магия. И мыслящим читателям, конечно, это интересно. А если принять во внимание, что в книге речь идет о ближайшем друге и главном сподвижнике Петра Великого, блистательном полководце, градостроителе, промышленнике, дипломате, станет ясно: любителям российской истории не оторваться от этих страниц. Частная жизнь и государственная деятельность Меншикова – не без участия его конкурентов из имперской элиты – успела обрасти множеством мифов, сплетен, домыслов. К сожалению, в свое время и советские историки, которым полагалось обличать «царских сановников», приложили к этому руку. Вот почему автор, разобрав по косточкам все интерпретации карьеры Меншикова и скрупулезно изучив огромное количество реальных фактов, развенчивает устоявшиеся мифы о «вороватости», «безграмотности» и «безродности» Алексашки Меншикова, о его «разгульности» и «раболепстве». Со страниц труда С. Г. Митина встает невероятно притягательный образ многогранной и многоталантливой личности, сопоставимой с фигурой самого Петра. Воистину этот человек принес все дары своей богатой натуры – ум и волю, всю энергию и всё здоровье без остатка – на алтарь служения Отечеству. О таком Александре Даниловиче Меншикове мы еще не читали.

Бесплатно читать онлайн Светлейший. Первый игемон империи


Креативные продюсеры издания – писатель, драматург Михаил Владимирович Крупин, журналист Сергей Израилевич Брутман.

Автор и издательство «Вече» выражают благодарность художнику Андрею Ромасюкову за создание образов и сюжетов из биографии А. Д. Меншикова.

© Митин С. Г., 2021

© Ромасюков А. Н., иллюстрации, 2021

© ООО «Издательство «Вече», 2021

* * *

Сергей Герасимович Митин (р. 1951 г.) прошел большой путь управленца и политика. Был главным инженером и генеральным директором оборонного завода в Горьком (позднее Нижнем Новгороде), избирался депутатом Государственной Думы, с 1997 по 2007 год работал заместителем министра экономики РФ, заместителем министра промышленности, науки и технологий РФ, заместителем министра сельского хозяйства РФ. Доктор экономических наук, профессор.

С 2007 по 2017 год С. Г. Митин – губернатор Новгородской области. С 2017 года – член Совета Федерации РФ.


Эта книга о первом губернаторе ГОРОДА на Неве, ГОРОДА, который вырос в безлюдном и болотистом месте, ГОРОДА, неповторимого по трудолюбию построивших его людей, мужеству его жителей, красоте его улиц, дворцов, мостов и каналов

Возмездие

Всего в версте от Новгорода на юго-восток лежит заболоченная местность, прежде отделявшаяся от города Федоровским ручьем. На краю этого места, вязкого и ветреного, но названного новгородцами Красным, то есть красивым, полем, в XVIII веке находилось кладбище, известное под именем Скудельничьего, где хоронили бедняков, странников и казненных преступников.

Само Красное поле и через века сохранило свои особенности. Разве что скудельница ушла в прошлое, а на Рождественском кладбище в наше время стало престижно упокоиться среди плит и крестов, хранящих память о коренных фамилиях города, пережившего немало перемен, как счастливых, так и трагических.

И вот на расстоянии четверти версты от этого печального места к 8 ноября 1739 года поставлен был эшафот, а по-русски – плаха.

Именно здесь, невдалеке от самого сердца бывшей вечевой Новгородской республики, на родине российской демократии, состоялась казнь четверых князей Долгоруковых, попытавшихся повернуть вспять ход развития послепетровской Российской империи.


Казнь князей Долгоруковых

19 ноября 1739 года близ Новгорода


Таков оказался итог, во многом закономерный, долгой истории интриг и предательств, которая еще развернется перед нами на страницах этой книги. Мы позволили себе начать ее почти с самого конца сюжета: 21 октября 1739 года императрица Анна Иоанновна своим высочайшим указом созвала генеральное собрание для суда над некогда могущественнейшими Долгоруковыми.

Может быть, не без умысла, казнь решено было совершить здесь. Получилось символично: на полдороге между двумя столицами – новой, Санкт-Петербургом, страстно тяготеющим, как и сам император-основатель, к морю, и старой, континентальной – столицей великих и невеликих Иоаннов и первых Романовых. 8 ноября, в суровой ноябрьской мгле, точно в насмешку над памятью славного вольного города, на Красном поле под Новгородом и состоялась публичная казнь представителей одной из знатнейших фамилий империи, в чьих жилах текла кровь самого Рюрика – родоначальника Русского государства.

Обвинённый в государственной измене Светлейший князь Иван Алексеевич Долгоруков принял смерть лютую. Прежде чем княжеская голова рассталась с шеей, Рюриковичу отрубили левую руку, правую ногу, после чего несчастному, уже потерявшему сознание, отсекли остальные конечности. Быстрее и с меньшими муками расстались с жизнью два его родных дяди, Сергей и Иван Григорьевичи, и двоюродный дядя Василий Лукич Долгоруковы: они подверглись усекновению головы.

Зловещая тишина, повисшая над эшафотом, нарушалась, помимо воя ветра, лишь ударами топора да молитвенным шепотом страдальцев. Истинно русское мужество, с которым Иван Алексеевич принимал муки, не позволив себе ни единого крика и не прервав молитвы, вызвало уважение даже у палачей. В последние мгновения жизни мысли некогда всесильного, богатейшего вельможи, обер-камергера двора и фаворита юного императора Петра Второго, обращены были к Создателю. Как говорит в своих записках князь Иван Михайлович Долгорукий, внук Ивана Алексеевича, о трагической гибели своего деда: «Смерть, столь неожиданная, суровая и мучительная, искупила все грехопадения юности его, и кровь, обагрившая Новгородскую землю, сию древнюю колыбель геройских подвигов, должна примирить прах его со всеми врагами племени нашего».

Как знать, не посетило ли перед казнью душу терзаемого страдальца раскаяние в участии в расправе над другим некогда всесильным вельможей, верным сподвижником самого Петра Великого?

Загадочная личность переломной эпохи

Имя Александра Даниловича Меншикова нам известно со школьной скамьи. Но что мы знаем о нем? В какую сторону склонялись весы хрестоматийных оценок этой исторической фигуры? К признанию великих заслуг Меншикова перед Отечеством или к снисходительному скепсису по отношению к «плуту Алексашке»? Приходится признать, что именно вторая оценка главенствовала как в имперской дореволюционной историографии, так и в советской, да и продолжает во многом главенствовать в современной исторической науке.

Лучшее олицетворение поговорки «из грязи в князи», «счастья баловень безродный», полуграмотный казнокрад и «полудержавный властелин», неоднократно подвергавшийся жестоким выволочкам Петра Алексеевича – сурового царя-труженика на российском троне – вот главные ассоциации, которые вызывало имя Меншикова даже у самых старательных выпускников средних и высших учебных заведений России в самые разные времена.

Чтобы с первых страниц избегнуть субъективности собственных оценок, начну с перечисления основных званий и должностей, которых за тридцать три года «государевой службы» Александр Данилович Меншиков достиг. Генерал-фельдмаршал с 1709 года, а в последний год службы (1727 г.) – генералиссимус и адмирал. Бессменный начальник всей российской кавалерии с 1705 года. Президент Военной коллегии с 1719-го. Член Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе с 1714-го. «Первый сенатор» Правительствующего сената Российской империи и «первый член Верховного тайного совета» (с 1726 года). Кавалер орденов Святого апостола Андрея Первозванного (1703 год, награжден вместе с Петром Великим), Белого орла (Речь Посполитая, 1705 г.), Слона (Дания, 1710 г.), Черного орла (Пруссия, 1715 г.), Святого Александра Невского (Российская империя, 1725 г.). Рижский генерал-губернатор (1710–1713 гг.). И главное – генерал-губернатор Ингерманландский и Санкт-Петербургский с 1703 года (с небольшим перерывом и до конца службы).


С этой книгой читают
Предлагаемое читателям издание – новая книга профессионального управленца, ученого, политика Сергея Герасимовича Митина, где время действия – более чем 1000-летняя история России, а место действия – вся наша Родина в различные исторические эпохи. С.Г. Митин 10 лет был губернатором Новгородской области. Основываясь на своем обширном профессиональном опыте, глубоком понимании работы всех государственных механизмов, а также на объемном фактическом м
Новая книга члена Совета Федерации РФ, бывшего губернатора Новгородской области Сергея Герасимовича Митина, внесшего значительный вклад в сохранение исторического наследия нашей страны, представляет собой увлекательное исследование русской дворянской династии Орловых. Эта династия известна для широкой аудитории, прежде всего, одним из ее представителей – Григорием Орловым как фаворитом Екатерины II, а также орловскими рысаками, выведенными его бр
*НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЛЕКМАНОВЫМ ОЛЕГОМ АНДЕРШАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЕКМАНОВА ОЛЕГА АНДЕРШАНОВИЧА.По выражению вдовы Осипа Мандельштама, любовная лирика занимала «ограниченное место» в творчестве поэта, однако сам он считал эти немногочисленные произведения лучшими из всего, что написал. В центре книги Олега Лекманова – связь между эротик
Путешествие во времени к истокам феномена русской любви.Три вектора русской любви Золотого века (романтический, рассудочный и глубинный) в Серебряном веке сошлись в одной ключевой точке – поиске нового человека. В третьей части книги мы проследим пути русской любви в жизни и творчестве Максима Горького, Михаила Булгакова, Ивана Бунина, Алексея К. Толстого, Бориса Пастернака, Владимира Набокова, Юрия Нагибина.В приложении – текст из книги «Обратна
Мозаика детских лет впечатлительной Буси, которая, то обнаруживает общие, то противопоставляет свои впечатления об окружающем мире родительским, изучает непохожесть и совпадения характеров с членами семьи, перекликается с ощущениями теперь уже взрослой Лады, переосмысливается и находит отражение в сегодняшнем дне. Незримые узы родства проживаются глубоко в сердце, уме и теле, и становятся источником силы.
Главный герой романа – москвич Никита – приезжает в Юрмалу отдохнуть. Но встречает здесь любовь. Это чувство, родившееся в удивительно тонкой красоте Юрмалы, оказывается взаимным. Избранница Никиты – Инесе – владеет антикварным магазином. Тайны династии антикваров… Одна из них связана с несущей страшное зло драгоценностью. В борьбе с этим злом Инесе и Никите противостоит многое – от колдовства до столкновения с убийцей, одержимым идеей похитить д
«Год 2920. Объединенный Альянс Видящих, управляющий системой гравиталл-транспортных коридоров, собирает команду для восстановления сообщения с отдаленной экзопланетой «OGLE-2005-BLG-390L b». Цель миссии: найти на безжизненной экзопланете термоядерный реактор маяка. Восстановить работоспособность. Вернуться в корпус ОАВ», – получает сообщение во сне Григорио Ан Гарсиа.
Первая книга из серии иронических детективов “Я и Ирина”, в которой и происходит знакомство главных героев. Приключения, выпавшие на долю гостей, прибывших на дачу всего лишь отметить день рождения хозяина дома, доставили им массу неприятных моментов в виде трупов, непонятным образом очутившихся на диване веранды. "Обживая" диван без спроса и попеременно, друг за другом, нежданные "гости" вынудили героев взяться за самостоятельное расследование .
Долгожданные летние каникулы! Все ребята едут отдыхать на море, и толь-ко Сева остаётся дома. Обиженный на весь мир за самое скучное лето, он случайно находит Ветерка, попавшего на Урал из Ветербурга. Хотя Севе он скорее напоминает сахарную вату с апельсиновым вкусом из парка. Как же вернуть друга домой, в страну, о которой на Урале даже не знают?Поможет ли чёрная магия ведьмы с соседней улицы? Или надо вычитывать шаманские заклинания в музейных
«Каллас? Это ненадолго! Вот увидите: скоро о ней уже никто не вспомнит…»Так утверждает некая Карлотта Берлуми – склочная женщина, у которой к Марии Каллас давние счеты: она уверяет, что некогда и сама блистала на оперной сцене и была самой главной соперницей Каллас. Да, Карлотта вела себя как капризная примадонна, не хотела учиться, не хотела меняться, не хотела оттачивать мастерство, и со временем ее совершенно позабыли даже самые просвещенные п