Сегодня каждому подъезжающему к Задонску уже издалека видны отливающие золотом колокольный шпиль и церковные купола восстанавливающегося из руин Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Милостью Божией, молитвами и трудами Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, священно-архимандрита святой Задонской обители, эта драгоценная жемчужина в 1990 году была возвращена Русской Православной Церкви.
По непостижимому Божиему Промыслу именно в Задонском мужском монастыре провел в духовных и телесных подвигах свои последние четырнадцать лет земной жизни епископ Воронежский Преосвященный Тихон, здесь же он и почил в Бозе.
Еще при жизни к нему стремились многие тысячи людей разных сословий, чтобы насладиться богодухновенными речами русского Златоуста, чтобы через него отыскать тот единственно верный узкий и тернистый путь, который ведет в Небесное Царствие. Уже в то время его называли земным ангелом и небесным человеком, и многие по своей вере получали через него исцеления души и тела, а также помощь в различных житейских нуждах и потребностях.
В 1988 году, по случаю 1000-летия Крещения Руси, чтимые чудотворные останки святителя переданы были Орловской епархии. Здесь, в кафедральном соборе города Орла, они и пребывали до 1991 года, когда милостью Божией, молитвами многих православных святые мощи Задонского подвижника торжественно возвратились туда, откуда были в свое время исторгнуты безбожной властью, – под своды Владимирского собора Рождество-Богородицкого монастыря. После торжественного второго обретения мощей 13/26 августа 1991 года, почти через 60 лет после закрытия, в Задонский мужской монастырь вновь стали стекаться с разных мест паломники для поклонения любимому пастырю и испрошения его святых молитв. При этом паломники буквально физически ощущают святость этого богоизбранного места. В чем причина такого отклика души? Доподлинно известно, что Задонская обитель в разные годы жизни здесь святителя Тихона была отмечена Небесными Посещениями. В 1770 году Сам Подвигоположник Христос явился окровавленным, как бы идущим с Голгофы, святителю Тихону, когда тот размышлял о Страстях Господних. Дважды святителю являлась Пресвятая Богородица.
За последние почти два десятилетия святую Задонскую обитель посетили не только многочисленные богомольцы со всех уголков нашей великой Родины, но и многие иностранные православные паломники. Отмечается также повышенный интерес к русскому святому и среди людей других вероисповеданий. Узнать о жизни великого угодника Божия Тихона Задонского приезжали французы, немцы, финны, американцы, итальянцы, корейцы, вьетнамцы, филиппинцы, евреи, греки, китайцы и многие другие.
Церковные издания обычно рекомендуют обращаться к Задонскому чудотворцу при тоске, печали, унынии, бесновании. Господь дал особую благодать Своему избраннику на врачевание душевных болезней, но это не значит, что святитель Тихон не предстательствует перед Всевышним в других человеческих нуждах. Это подтверждают сведения о чудесных исцелениях и чудотворениях по молитвам к угоднику Божию Тихону как в дореволюционное время, так и в наши дни.
Данная книга посвящена рассказу о земной жизни великого молитвенника земли Русской, об обретении нетленными мощей его после преставления, о чудотворениях, происходивших по молитвам истинно верующих и желающих исцеления, прежде всего духовного. Не обойдена вниманием история Задонской обители, а также монастырей и храмов, построенных во имя Тихона Задонского. Завершают книгу выдержки из трудов Преосвященного. Прочитывая творения святителя со вниманием и сердечным проникновением, получаешь и необходимую помощь при душевных невзгодах, и советы, как правильно жить, чтобы не скорбеть потом об ошибках, от которых и предостерегает святой Тихон, и насыщаешься духовной мудростью, которой пропитаны сочинения святителя.
Вот что писал более 100 лет назад протоиерей А. Лебедев: «Православный читатель! Рассматривая свою жизнь, не станем утешать, успокаивать себя той мыслью, что мы никому не делаем зла, никого не обижаем, не злословим, всем желаем добра и при случае подаем милостыню, – это еще языческие добродетели, этого еще недостаточно, нам нужно быть христианами, жить соответственно своему званию, словом, если не совершенно так, как учит пример святителя Тихона, то, по крайней мере, подобно тому.
Для того чтобы утвердиться в таком образе мыслей, чувств и действий, мы должны, глядя на жизнь сего угодника Божия, упражняться в чтении его писаний и, вспоминая силу его молитвенного предстательства за нас пред Богом, просить его о низведении на нас благодатной помощи».
И если, дорогие читатели, вы лично или ваши родные и близкие по своим грехам и Божиему попущению заболеете телесно ли, духовно, то обратитесь за помощью прежде всего к Святой Матери – Православной Церкви, ее Святым Таинствам, а также к ее верному чаду – чудотворцу святителю Тихону Задонскому, ибо «…много может усиленная молитва праведного»[1].
Святителю, Отче Тихоне, моли Бога о нас!
Житие святителя Тихона Задонского[2]
Рождение и воспитание будущего святителя
В пяти верстах от уездного города Валдая, на высотах гор Валдайских, на берегу Короцкого озера находится село Короцко, прославленное тем, что в нем в начале XVIII в. родился и воспитывался до 14-летнего возраста будущий святитель Тихон Задонский. Тесным путем, скорбями и лишениями ведет Господь своих избранников. Таким путем с самого детства шел Преосвященный Тихон. Он был сыном дьячка села Короцка, Савелия Кириллова. Родился в 1724 г. и назван во крещении Тимофеем. Савелий Кириллов умер, когда Тимофей был еще младенцем, оставив на попечение супруги Домникии шестерых детей, и без всяких средств. Старший сын, Евфимий, занял отцовское место, второго взяли на военную службу, третий брат святителя, Петр, был дьячком в Новгороде.
Домникия, имея при себе сына Тимофея и двух дочерей, жила на попечении Евфимия. При многочисленности семейства и бедности прихода у сирот часто не было дневной пищи, и мать много терпела скорби с ними. При этой бедности и нищете только особое устроение Промысла Божия, изводящего предназначенных Им людей на поприще высшего служения, могло открыть юному Тимофею путь к образованию духовному, чтобы мог возжечься сей светильник и, возженный, не сокрылся под спудом. Святитель Тихон позже рассказывал, что он едва не сделался ямщиком: «К нам часто приходил ямщик из нашего прихода, человек богатый, но бездетный. Я полюбился ему, и он часто просил меня у матушки: "отдайте мне Тимофея своего, я его вместо сына воспитаю и все имущество мое – его будет". Матушке моей, хотя и жалко было отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил ее согласиться. Взяв за руку, она повела меня к ямщику; брата большого в то время не было дома. Когда пришел он и узнал от сестры, что меня повели к ямщику, тотчас побежал, догнал матушку на дороге и, став перед ней на колени, сказал: "Куда вы ведете брата? Ямщику отдадите – ямщик и будет; я не хочу, чтобы брат ямщиком был; я лучше с сумою пойду, а брата ямщику не отдам. Постараемся обучить его грамоте, и тогда он может к какой-нибудь церкви в дьячки или пономари определиться". Матушка воротилась домой». Рассказ святителя проливает некоторый свет на семейную жизнь Тихона в его юности. Почтительная просьба сына перед матерью, святая любовь к брату, до готовности ходить с сумой для пропитания и обучения его грамоте, уважение к своему званию, хоть и низшего, но служителя Церкви Божией, почитающего лучшим обретаться в дому Божием со всею бедностью и нищетой, нежели жить в мирском селении с достатком, свидетельствуют, что дети воспитывались в почтении к матери, во взаимной любви братской, в страхе Божием, в любви к Святой Церкви и своему, хотя смиренному, но все же священному служению. Сам святитель Тихон впоследствии писал: «Деревцо малое к какой стороне наклонено будет, так будет и рости, и новый горшок чем наполнится, такую и воню будет испускать. Так и малые дети, как воспитаны будут, так и будут жить». Тимофей остался в доме брата под присмотром матери. «Когда есть дома нечего, – вспоминал после святитель об этом времени, – то бывало, весь день бороню пашню у богатого человека, чтобы только накормил меня хлебом». Кто же мог тогда подумать, смотря на этого босого, обгорелого, в простой холщевой рубашке мальчика, который, наравне с крестьянскими детьми, с вожжами в руках, ведет по пашне деревенскую лошадь с бороной и, понукая ее, сам едва успевает следовать за ней по комкам неразбитой земли, – кто мог тогда подумать, что из этого мальчика выйдет впоследствии возделыватель нивы сердец человеческих, великий светильник русской Церкви!