Михаил Елисеев - Святослав, князь-ратоборец

Святослав, князь-ратоборец
Название: Святослав, князь-ратоборец
Автор:
Жанры: Историческая литература | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Святослав, князь-ратоборец"

Несомненно, киевский князь Святослав был одним из самых ярких и колоритных правителей Древнерусского государства. Блестящий полководец и талантливый организатор, Святослав всю свою недолгую жизнь сражался за благо и счастье Русской земли. Споры о нем не утихают до сих пор. В своих оценках историки расходятся кардинально. Одни объявляют князя гениальным государственным деятелем, другие считают его едва ли не грабителем с большой дороги, который в поисках наживы отправлялся с дружиной как на восток, так и на запад. Так кем же был князь Святослав Игоревич? На этот вопрос отвечает очередная книга серии. Читатель проследит жизнь выдающегося князя-ратоборца от первых юношеских лет до Хазарского похода 965 г.

Бесплатно читать онлайн Святослав, князь-ратоборец


© Елисеев М. Б., 2015

© ООО «Издательство «Вече», 2015

* * *

Выражаю благодарность Владимиру Филиппову за помощь в работе над книгой

Походы Святослава 965–968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии.

Б. А. Рыбаков

От автора

Одним из самых ярких и колоритных исторических деятелей времён образования и становления Древнерусского государства, вне всякого сомнения, является киевский князь Святослав, чья героическая и трагическая фигура является символом легендарной эпохи. Блестящий полководец и талантливый организатор, князь всю свою недолгую жизнь сражался за благо и счастье Русской земли. Правда, в том контексте, как это благо и счастье понимал лично он. Споры об этом человеке и о том, что принесло Руси его княжение, не утихают до сих пор. Оценки как личности Святослава, так и его деятельности расходятся радикально: от умилительно-восторженных до полностью уничижительных. Одни объявляют его гениальным государственным деятелем, ставя на одну доску с Александром Македонским, другие считают князя едва ли не грабителем с большой дороги, который в поисках наживы бросался с дружиной то на восток, то на запад. Кто-то считает, что правление Святослава принесло Руси большой вред, кто-то, напротив, пребывает в убеждении, что княжение его было для страны величайшим благом. Так кем же он был, киевский князь Святослав Игоревич – величайшим гением мировой истории или же простым предводителем дружины, преследующим мелкие и корыстные цели?

Как ни парадоксально это прозвучит, но князь не был ни тем и ни другим – прекрасный стратег и тактик, он, подобно царю Пирру, одерживал блестящие победы, но их плодами пользоваться не умел. В проведении внешней политики Святослав тоже не отличался последовательностью. Нанеся смертельный удар по Хазарскому каганату, он остановился на полпути, и вместо того, чтобы нанести такой же удар по Волжской Болгарии, а затем начать закрепляться на Востоке, князь бросился на Запад, не доведя начатое дело до ума. С другой стороны, уничтожая каганат, Святослав стремился взять под контроль Волжско-Каспийский торговый путь, а закрепляясь на Дунае, открывал для русской торговли поистине невиданные перспективы. Это могло самым положительным образом сказаться на развитии молодого государства. Поэтому говорить о том, что единственной целью походов Святослава были грабёж и добыча, а сам он вёл себя как конунг викингов, по меньшей мере, глупо – князь прекрасно знал, что и зачем делал. Другое дело, что из всего этого получилось…

В итоге произошло то, что Святослав оказался в какой-то степени недооценённым – сначала современниками, потом потомками, его то превозносили до небес, то ниспровергали вниз. А в последнее время вообще объявили гением всех времён и народов. Получается, что попыток взглянуть на деятельность князя беспристрастно практически не было. Зато Святославу повезло в другом жанре – его эпохальная фигура была очень ярко освещена в художественной литературе. Романы Скляренко и Кочина, Пономарёва и Продана рисуют запоминающийся образ князя – воина, дают представление о той эпохе, когда жил и сражался князь Святослав. В наши дни киевский князь по-прежнему привлекает романистов. Книги о нём выходят с завидной регулярностью, правда художественная и историческая ценность большей части этих произведений оставляет желать лучшего. На мой взгляд, самыми удачными работами по данной теме, изданными за последнее время, являются два романа И. Генералова – «Железная заря» и «В тени славы предков». Невзирая на отдельные спорные положения, они прекрасно передают колорит эпохи, рисуют перед читателями незабываемые образы князя Святослава и его сыновей.

Зато в научно-популярной исторической литературе ситуация несколько иная. Если в обобщающих трудах князю уделяли достаточно места, то в жанре популярной биографии ему не особенно повезло – на данный момент их всего три. Это прежде всего работа о Святославе, написанная академиком В. Каргаловым и вышедшая в сборнике «Полководцы Древней Руси», книга Л. Прозорова «Святослав Храбрый. “Иду на Вы!”») и изданная в серии ЖЗЛ книга А. Королёва «Святослав».

Если говорить о биографии В. Каргалова, то можно заметить, что автор несколько идеализировал своего героя, а также очень сильно исказил русско-болгарские отношения в X веке. Но здесь уже надо делать скидку на ту эпоху, когда вышла данная работа, – год 1985-й, когда про отношения русского народа и болгарских «братушек» разрешалось писать только в восхитительных и идеалистических тонах. И потому ни о тех жестоких репрессиях, которые проводил Святослав в отношении болгар, ни о страшной резне, которую киевский князь учинил в городе Филиппополе, в этой книге нет ни слова. События времён Русско-турецкой войны конца XIX века явно проецировались на век X: русские бескорыстно помогают братьям-славянам, болгары их восторженно приветствуют. А затем все вместе, дружно выступают единым фронтом против общего врага – Византии. Но ведь это было далеко не так, болгары по отношению к Киевской Руси были недругами давними, всячески поддерживали её врагов, на что конкретно и указано в письменных источниках. Но дурацкая политкорректность в этом вопросе постоянно искажала истинную картину взаимоотношений между двумя государствами в те времена, и, на мой взгляд, настало время об этом сказать.

Просто почему-то именно мы постоянно должны помнить о том, что когда-то кого-то освободили, а не те, кого освободили от турецкого ига, должны помнить о том, кто их освободил. Почему русские люди всё время кому-то что-то должны, а нам никто ничего не должен? А ведь просто достаточно вспомнить, кто сражался против России как в Первую, так и во Вторую мировые войны на стороне Германии – всё те же болгарские «братушки»! Вот она, благодарность… Да и памятники нашим солдатам, павшим при освобождении Болгарии от фашистской чумы тоже оскверняют в этой стране с завидной регулярностью. А потому хватит умиляться на якобы братские русско-болгарские отношения, о которых ни в русских летописях, ни в иностранных источниках нет вообще никаких сведений, а надо просто назвать вещи своими именами: в IX–X веках Русь и Болгария были врагами, и все действия Святослава именно из этого и исходили. Ещё академик Сахаров, говоря о русско-болгарских отношениях в X веке, недвусмысленно указал: «Но, повторяем, от тех лет у нас нет об этом иных свидетельств, кроме факта враждебных действий Болгарии по отношению к Руси в 941–944 годах


С этой книгой читают
В истории Второй Пунической войны особое место занимает Африканская кампания римского полководца Публия Корнелия Сципиона. Именно по её итогам Карфаген потерпел окончательное поражение и из мировой сверхдержавы превратился в слабую региональную державу.Судьба войны решилась в грандиозной битве при Заме. В отличие от битвы при Каннах это сражение ничем не обогатило военную науку, но его последствия оказали влияние на судьбу всего Средиземноморья.
За исключением Великой Отечественной войны, монгольское нашествие – пожалуй, самая страшная и кровавая страница в нашей истории. В XIII веке случилась катастрофа, последствия которой сказываются до наших дней. Мощнейшая держава, которой в то время являлась Владимиро-Суздальская Русь, чья культура вознеслась на невиданную высоту, а дружины могли «Волгу вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать», рухнула в течение трёх месяцев под копыта монгол
Кроме непобедимых скифов, на нашей территории в древности процветало еще одно великое царство – Черноморская держава Митридата VI Евпатора (именем которого названа гора в Керчи и город Евпатория), а в наших жилах течет кровь героев, две тысячи лет назад поднявшихся против Римской Республики Зла. Отважный воин и великий властелин, талантливый полководец и грамотный администратор (знавший 22 языка и способный изъясняться с любым из своих подданных
Александр Македонский, грозный завоеватель, стирающий с лица земли города, и великий строитель, который на захваченных землях возводил их десятками. Жестокий тиран, убивающий своих друзей и заливший реками крови половину Востока, и мудрый правитель, уравнявший побеждённых в правах с победителями. Царь, которого новые подданные считали богом, а соратники – отступником. Так кто же он был, человек, который подобно яркой комете промчался по небосводу
Погребения (похороны) – обычаи, связанные с различными способами захоронения трупов и выражающие отношение людей к умершим и к смерти. Большое разнообразие погребальных обычаев у разных народов определяется условиями быта, традициями, религиозными представлениями людей о смерти и т. д.
Los entierros (funerales) son costumbres asociadas a diversos métodos de enterrar cadáveres y que expresan las actitudes de las personas hacia los muertos y la muerte. La gran diversidad de costumbres funerarias entre los distintos pueblos está determinada por las condiciones de vida, las tradiciones, las creencias religiosas de las personas sobre la muerte, etc.
Enterros (funerais) são costumes associados a vários métodos de sepultamento de cadáveres e que expressam as atitudes das pessoas em relação aos mortos e à morte. A grande diversidade de costumes funerários entre diferentes povos é determinada pelas condições de vida, tradições, crenças religiosas das pessoas sobre a morte, etc.
История в стихах "Музыка жизни Александра Сергеевича Грибоедова" – наброски для пьесы, основанные литературно-исторических источниках, записях, письмах и произведениях писателя и его вечном произведении "Горе от ума", о жизни и смерти Александра Грибоедова в Персии, и о многогранности его личности – писателя, дипломата, историка, востоковеда, музыканта и драматурга…
Оказывается, победить бога – не повод почивать на лаврах! Аттикус О’Салливан, последний друид, знает это не понаслышке, как и то, что ласки богини Смерти – испытание не для слабаков. С верным псом Обероном ему придется вновь сражаться – с вакханками, злобными порождениями ада, и со старыми врагами, преследующими друида со времен второй мировой. Плечом к плечу с вампиром, мечтающим убить бога грома, и трикстером-койотом, и стаей оборотней, и ведьм
Горацио Нельсон с двенадцати лет посвятил себя морю, стал самым молодым капитаном британского флота и самым прославленным флотоводцем в мировой истории. Не меньшую известность, чем его блистательные победы при Абукире и Трафальгаре, принесла Нельсону романтическая история любви к прекрасной леди Гамильтон. Богатая приключениями и скандальная жизнь красавицы Эммы увековечена в многочисленных романах и театральных пьесах. Но как ее смог завоевать ч
Сказки – те книги, которые первыми читаем детям. Первое, что нам рассказывает бабушка и мама. Сказки нас сопровождают всю жизнь, даже если мы этого и не замечаем. Они дарят веру в Чудеса и эти чудеса приходят к нас! Сказкотерапия и самоисполняющиеся сказки мягко вошли в реальную жизнь и наполнили ее волшебными событиями!Добро пожаловать в прекрасный Мир сказок!
Эта книга представляет собой методологическое исследование фундаментальных социокультурных ракурсов модерна-постмодерна. В этом исследовании разрабатывается проблематика, связанная с теми акцентами, которые ставит про-капиталистическая и контр-капиталистическая рефлексия. Своей задачей автор считает привнесение фундаментальных интерпретаций относительно базовых проблем и общей социокультурной логики, которая ведет от средневековья к модерну и пос