Вступление
Святые жены земли русской
Русскому православию уже более 1000 лет, точнее, скоро будет 1030. Это очень много, поэтому история Русской церкви описана в фундаментальных многотомных изданиях. Но в них главные герои повествования мужчины – митрополиты, епископы, игумены, знаменитые монахи, книжники, иконописцы, строители храмов и монастырей. Женских имен в них совсем немного, да и сведений о них почти нет.
Мало кто знает, что у истоков Крещения Руси было несколько замечательных женщин. В первую очередь это великая княгиня Ольга, первая из представителей правящего дома Рюриковичей принявшая христианство. Затем – византийская принцесса Анна Романовна, оказавшая большую помощь своему мужу великому князю Владимиру Святославичу в деле крещения населения Русского государства. Ведь одного указа правителя для этого важного дела было мало. Надо было строить храмы, обучать русских священнослужителей, привозить богослужебные книги и т. д. Во всех этих важных делах принимала участие Анна Романовна.
Основательницами первых на Руси монастырей, строительницами церквей, просветительницами и учительницами были сразу несколько княжеских дочерей-монахинь: киевская Анна-Янка, полоцкая Предслава-Евфросиния, суздальская Феодулия-Евфросиния. Всех их православная церковь причислила к лику святых и до сих пор почитает.
На особом месте стоит муромская святая дева Феврония, поскольку о ее жизни рассказано в повести, больше похожей на сказку. Но несомненно, что прообразом ее была реальная жена одного из муромских князей. Она не была знатного рода, но отличалась исключительной мудростью, верностью, целомудрием и благочестием. Ее любовь к супругу была настолько большой, что даже смерть не могла ее разлучить с ним.
Замечательный жизненный путь прошли и две великие княгини: владимирская Мария Ясыня и московская Евдокия-Евфросиния. Церковь чтит их за то, что они были верными женами, воспитали много прекрасных сыновей и дочерей, вели исключительно благочестивый образ жизни, в конце жизни занимались строительством храмов и основанием монастырей.
Еще одной прекрасной матерью и основательницей московского монастыря была княгиня Мария-Марфа Серпуховская. О ней сохранилось немного сведений, но ее монастырь Рождества Богородицы на Рву стоит до сих пор.
Обо всех этих замечательных женах земли Русской рассказано в этой книге.
ГЛАВА I
Равноапостольная княгиня Ольга
История Русской православной церкви официально началась в 988 г., когда великий князь Владимир принял решение крестить своих подданных. Но еще до него попытку крещения Руси предпринимала его бабка, княгиня Ольга. Именно ее православная церковь провозгласила первой русской женщиной-святой.
Для русских книжников и писателей в течение многих веков великая княгиня Ольга была любимой героиней. Ей они посвятили много сказаний, повестей, описывали ее жизненные деяния в особых сочинениях – житиях. Этот интерес к Ольге был связан и с тем, что по происхождению она была первой славянкой в роду Рюриковичей, и с тем, что во время малолетства сына она мудро правила страной, и с тем, что она первой из представителей правящей династии князей приняла христианство. За это Русская православная церковь особенно чтит ее и называет равноапостольной.
В древнейших сказаниях об Ольге сохранилось несколько версий ее происхождения. Одни книжники считали ее знатной псковичанкой, выбранной в невесты молодому князю Игорю Рюриковичу его дядей Олегом в 903 г.
Другие авторы утверждали, что Ольга работала перевозчицей на реке Великой у Пскова. Князь Игорь, желая попасть на другой берег реки, сел к ней в лодку, разговорился с красивой девушкой и сразу в нее влюбился, а после захотел на ней жениться.
Третьи писатели полагали, что Ольга жила в селе Выбутино, рядом с которым охотился князь Игорь. Увидев около леса прекрасную селянку, он решил с ней познакомиться. Во время беседы князь убедился в уме и рассудительности простой девушки, поэтому вскоре послал к ее родителям сватов.
Некоторые историки даже решили, что Ольга была из болгарского города Плиска, т. к. в летописях Псков иногда назывался Плесков. Но в этом случае она была бы уже христианкой, поскольку Болгария приняла крещение в середине IX в., т. е. почти на 100 лет раньше Руси.
Появление различных легенд и предположений можно объяснить тем, что достоверных сведений о происхождении Ольги и обстоятельствах ее замужества сохранилось очень мало. Поэтому в более позднее время книжники дополнили их различными вымыслами. К их числу можно отнести и придуманное историком В.Н. Татищевым второе имя княгини – Прекраса. По его мнению, так звали Ольгу до замужества. По своему происхождению она якобы была внучкой новгородского старейшины Гостомысла, но жила почему-то в Изборске.
На наш взгляд, наиболее правдоподобные сведения об Ольге содержатся в древнейших летописях – Лаврентьевской и Ипатьевской. Из них следует, что в 903 г. опекун Игоря князь Олег привез ему невесту из Пскова. Она, вероятнее всего, была дочерью представителей местной славянской знати, поскольку простолюдинка не годилась в жены варяжскому княжичу. Напротив, знатная жена с помощью своих родственников могла способствовать укреплению власти пришлого князя. Ведь Игорь был сыном варяга Рюрика, нанятого новгородцами в 862 г. для охраны их территорий.
В некоторых летописях отмечалось, что Ольге было только 10 лет, когда она стала женой князя Игоря. Жениху на тот момент было не меньше 24–25 лет, поскольку известно, что Рюрик скончался в 879 г. Столь юный возраст невесты свидетельствует о том, что данный брак носил чисто политический характер и какие-либо предположения о романтическом характере предварительного знакомства будущих супругов недостоверны.
Женитьба Игоря на Ольге позволила князю ввести в свое варяжское окружение ее родственников-славян. Их имена – Владислав, Предслава, Искус и др. были зафиксированы в тексте международного договора с Византией 944 г. К тому же сын Игоря Святослав и его внуки стали носить чисто славянские имена. Для местного населения они уже стали «своими» правителями, а не пришлыми наемниками.
Получается, что в истории династии Рюриковичей княгине Ольге принадлежит особая роль – с момента женитьбы на ней Игоря Рюриковича варяжские князья стали превращаться в местный правящий круг Древней Руси.
У нас нет никаких сведений о том, как звали родителей Ольги, как протекали ее детство и отрочество до замужества. Можно лишь предположить, что ее отцом был знатный славянский князь, правивший землями вокруг Пскова. Сам город в то время был лишь небольшим деревянным укреплением на месте впадения речки Псковки в реку Великую. Но через него проходили важные торговые пути из европейских стран и Скандинавии в глубь восточнославянских территорий. С проезжавших купцов псковский князь собирал торговые пошлины, поэтому имел хорошие доходы. Естественно, что для дочери он покупал лучшие наряды, украшения и всевозможные безделушки.