Каждому из нас, пришедших в Храм, вспоминается момент первого знакомства с Церковью – гулкие удары Благовеста и звонкий ручеек праздничного трезвона. Уже потом, вторым шагом, мы встречаемся с многоласным молитвенным пением хора, торжественными возгласами диаконов и всеобъемлющей радостью осознания единства с Самим Христом. Едва ли найдутся те, кто не заслушивался в детстве узорным звучанием колоколов, не представляя себе, какая сила способна привести многотонных металлических великанов в движение, словно солдат на марше, поющих свою строевую песню. А сила такая есть – это сила ума, сила рук человеческих, но прежде всего – это сила Веры. Именно с полного доверия Богу и начался долгий и насыщенный путь развития звонарского искусства, от древних бил до прорезных колоколов современности.
Как же именно это происходит? Колоколами умело управляет звонарь – это человек, служащий при Церкви, специально обученный тонкости своего ремесла. Звонарей обучают при звонарских школах или передавая опыт от старшего к младшему. Из покон веков звонарей уважают за их красивый и тяжелый труд. Иногда, даже, про них пишут книги. Помните горбуна Квазимодо, который созывал жителей Парижа на молитву в Нотр-Дам?
Чтобы стать звонарем, нужно изучить теоретическую часть этого почти музыкального искусства, отточить навыки практикой звона, научиться импровизировать и самое необходимое – надо любить этот тяжелый труд. Мой скромный квазинаучный труд, надеюсь, с помощью Божией, поможет вам стать настоящими мастерами своего дела.
Теперь, полагаю разумным начать знакомство с профессией «звонарь». И начнем мы его с определения общего глоссария:
Звонарь – человек, играющий ритмические фигуры на звоннице.
Звонница – набор колоколов и место, где они располагаются.
Колокол – ударный металлический инструмент.
Колокольня – башня, возводимая под звонницу рядом с Храмом, над Храмом или являющаяся пристроем Храма.
Язык – внутренняя подвижная часть колокола.
Юбка – внешняя статичная часть колокола. Иногда, бывает и подвижной.
Тула – Внутренняя выпирающая часть юбки, в которую ударяет яблоко языка.
Яблоко – шарообразное расширение языка, употребляется непосредственно для звукоизвлечения.
Струна или трос – гибкая подтяжка, крепящая язык на пульте.
Пульт – рабочее место звонаря.
Настройка – установка звонницы и оборудование рабочего места. Так же – очищение звучания колокола.
Тон – основная нота в звуке колокола.
Обертон – сопутствующая нота в звуке колокола.
Диссонанс – перекрытие звуков разных инструментов.
Резонанс – гармоническое слияние звуков разных инструментов.
Звон – звук, издаваемый колоколом. Так же и арка, в которой расположены колокола.
Кампан – то же, что и колокол.
Било – деревянная доска, в которую ударяют деревянными молоточками.
Клепало – подвесной металлический аналог била.
И поговорим, немного, о том, чем же для нас, людей воцерковленных, является колокольный звон. Прежде всего, для меня, звон колоколов – это проповедь о Христе. И в этом рассуждении я категоричен. Вдохновенные речи наших священников и архиереев слушают и надеюсь, слышат, лишь те, кто пришел на Богослужение. Для них проповедь не актуальна, ведь они и так в некоторой полноте являются православными. И потому, для них проповеди составляются в форме подкрепляющих духовную жизнь рекомендаций. А как же быть с теми, кто еще блуждает во мраке? Тысячи слепых несутся по городу, гонимые бурными ветрами житейских проблем. Что может заставить их остановиться и заглянуть в бесконечно светлую реальность бытия, в котором есть Бог, спасающий нас и утешающий нас в несении наших бремен? Колокол – голос Церкви, своим радостным и величавым громом рассекает шумный рокот житейского моря. Звон, особенно звон красивый и гармоничный, слышат все. И как знать, может, именно исполненная в музыке металла проповедь, невольно произнесенная вами, обратит взоры слепцов к истинному Свету? Поэтому, наше отношение к колокольному звону и звонарскому искусству – в целом, не должно нести характер развлечения, приятного досуга. Учивший меня премудростям колокольного дела монах Августин, насельник Казанско-Богородицкого Жадовского монастыря, однажды сказал мне, что звонарь, ударяющий четыредесятикратный благовест перед Всенощным бдением, стоит на ровне со священником в храме, ибо собой являет образ Ангела, возвещающего кончину ветхого мира и приход полноты Откровения о Христе, а гулкий бас благовестника – трубы, описанные евангелистом Иоанном Богословом. Как же трепетно теперь отношусь я к каждому удару колокола, пусть и самого маленького. Ведь звон некрасивый или несвоевременный подобен пустой болтовне глупого человека. Она никому не нравится, только утомляет слушающих.
Звонарь не должен забывать и о молитве, сопровождая ей всякое свое действие, что подобает и всем христианам вообще. При звоне благовеста нужно читать или петь «Непорочны» или 50-й Псалом. Начинать звон по благословению и помолившись. Лично у меня вошло в привычку читать Иисусову молитву при звоне в благовестник. Это дает не только душе пользу, но и помогает выдерживать ровный интервал.