Михаил Барятинский - Танковые асы Гитлера

О чем книга "Танковые асы Гитлера"

Новая книга ведущего историка бронетехники! Первое отечественное исследование феномена асов Панцерваффе. Михаэль Виттман, Отто Кариус, Курт Книспель, Эрнст Баркман – боевой счет каждого из них перевалил за сотню, каждый стоил целого батальона. Отлично обученные, вооруженные первоклассной техникой, они считали себя умнее, сильнее, крепче всех своих противников. Они так и не поняли, как смогли эти «Иваны» в своих «тридцатьчетверках», прошиваемых насквозь снарядами «тигров» и «пантер», остановить их железный натиск. Смогли. Костромичи и ростовчане оказались крепче парней из Тюрингии и Верхнего Пфальца… Так почему же мы вновь и вновь пишем о немецких танковых асах? Зачем анализируем выигранные ими бои, подсчитываем подбитые ими танки? Да потому, что это был сильный противник, который заставил себя уважать, который бил нас два долгих и страшных года, который научил нас воевать!

Эта книга – больше чем простой пересказ биографий знаменитых танкистов Третьего Рейха. Проверив списки их побед по документам обеих сторон, отделив факты от вымысла, реальные успехи от «охотничьих рассказов» и геббельсовской пропаганды, автор дает глубокий анализ феномена немецких танковых асов и причин их высокой результативности.

Бесплатно читать онлайн Танковые асы Гитлера


Вступление

Тема немецких танковых асов, без преувеличения, одна из самых популярных в отечественной военно-исторической литературе последних лет. Справедливости ради, однако, необходимо сказать, что книг собственно российских авторов по этому вопросу почти нет. В распоряжении читателя имеются лишь зарубежные издания в русском переводе, далеко не всегда удачном. Впрочем, и сами оригиналы оставляют желать лучшего.

Так, например, больше всего информации о деяниях танкистов Третьего рейха содержится в книгах Франца Куровски. Но его книги, увы, не историческое исследование, а сам Куровски – не историк. Он скорее популяризатор темы. Ни попыток анализа, ни оценок достоверности тех или иных фактов в его работах нет. Одни лишь панегирики Витману, Книспелю и иже с ними. В восторженном изложении Куровски они предстают некими Нибелунгами нового времени, разящими врагов волшебным мечом Зигфрида в виде 88-мм танковой пушки. Причем, само собой разумеется, что все эти «дети Вотана» заговоренные и абсолютно неуязвимые. Читать любопытно, местами даже весело, но не более того.

Иное дело мемуары непосредственных участников событий – самих немецких танкистов. Но таких, увы, издано до обидного мало.

В первую очередь следует упомянуть воспоминания Отто Кариуса «Тигры» в грязи». Эта книга стала настоящим бестселлером, несмотря на отвратительный перевод. По-видимому, немецкий оригинал российскому издателю найти не удалось и пришлось воспользоваться английским изданием. В результате двойного перевода местами просто непонятно о чем идет речь. Особенно когда описываются детали конструкции «Тигра». Ну а на научном редакторе, как это сейчас принято, решили сэкономить.

Тем не менее, книга содержит массу интереснейших фактов из жизни и боевой работы на Восточном фронте, как самого Отто Кариуса, так и других экипажей 502-го тяжелого танкового батальона. Однако, многие боевые эпизоды, описанные в книге, нуждаются в проверке. Местами память, да и чувство меры, явно подводят автора.

Ни по объему информации, ни по ее качеству книге Кариуса не уступает книга Вили Фея «Танковые сражения войск СС». Причем, это не только воспоминания самого Фея, но и многих его сослуживцев. Своего рода групповой рассказ танкистов из разных частей и подразделений войск СС об их участии в боевых действиях, начиная с марта 1943 года и вплоть до конца войны. Причем рассказ довольно объективный.

Подобное же, достаточно объективное и реалистичное описание танковых боев содержится и в книге Клауса Штикельмайера «Танковый стрелок». Кроме того, из нее можно почерпнуть весьма интересные сведения о боевой подготовке немецких танкистов, быте экипажей и т. д. Коробит в этой книге, пожалуй, только одно – просвечивающие сквозь повествование взгляды автора. Гитлера он почти все время именует Адольфом – ну, ни дать ни взять антифашист! Правда, при этом своих противников он называет исключительно «Иванами» и «советами». Кроме того, в тексте часто попадаются такие определения как «ублюдки» и не требующее перевода hujas. Подобное отношение к противнику, от которого в итоге и получил по полной программе, по крайней мере недостойно. Ничего подобного не встретишь ни у бывшего эсэсовского танкиста Вили Фея, ни у полковника-танкиста барона Ганса фон Люка. Последний, кстати, в отличие от Штикельмайера, после войны отсидел пять лет в советских лагерях для военнопленных и, как говорится, хлебнул лиха. Однако, никаких оскорблений в адрес бывших противников в его воспоминаниях (имеется в виду книга «На острие танкового клина») не встретишь. Впрочем, чего еще ждать от родившегося в Канаде немца Штикельмайера. После войны он вернулся в Канаду (восстанавливать разрушенный фатерлянд не захотел) и все последующие годы сетовал, что канадские ветераны войны имеют льготы и привилегии, а он нет. Верх цинизма! Словом, этакая белая пушистая нацистская сволочь!

Из воспоминаний немецких танкистов следует упомянуть и «На танке через ад» Михаэля Брюннера – довольно откровенное повествование о боях на Восточном фронте. Справедливости ради надо сказать, что Брюннер особенно в бой не рвался, не геройствовал, но, тем не менее, год (с осени 1943 по осень 1944-го) повоевал и был ранен.

За исключением Отто Кариуса, всех этих авторов объединяет то, что они участвовали в боевых действиях, только начиная с 1943 года. При этом на «Тигре» воевали только Кариус и Вили Фей. Только их, строго говоря, и можно отнести к танковым асам со 150 и 80 победами соответственно.

Эта книга не ставит своей целью описание боевого пути всех немецких танкистов-снайперов, хотя на самых результативных из них остановиться подробнее все равно придется. Скорее – это попытка проанализировать причины их высокой результативности, разобраться со статистикой побед и, наконец, попытаться отделить факты от вымысла. Причин или, иначе говоря, факторов наличия в Вермахте и войсках СС большого количества танкистов-асов всего три. Главных факторов, разумеется. Это, в первую очередь, человеческий фактор, затем – технический, и, наконец, – тактический. То есть, говоря проще, на точность попадания в цель самым непосредственным образом влияли уровень подготовки экипажа, качество боевой техники и способ ее применения.

Однако, начать имеет смысл со статистики, так как к ней имеется больше всего вопросов. Как подсчитывали немцы свои победы, как определяли степень поражения вражеских танков и их типаж, насколько все эти подсчеты соответствуют действительности? Попробуем разобраться.

Статистика

По степени ангажированности статистика как наука занимает второе место после истории. Последнюю можно не только многократно переписывать в зависимости от изменения взглядов политического руководства той или иной страны, но и сразу писать так, как это выгодно этому самому руководству. Написали же в Советском Союзе практически насквозь фальшивую «Историю гражданской войны». Причем написали, чуть ли не спустя всего 10 лет после описываемых событий, при наличии огромного количества здравствующих участников и очевидцев. Ничего не остановило. И что же – все проглотили, «Историей» этой пользуются практически до сих пор. Устранили из нее, пожалуй, только выдающуюся роль товарища Сталина, а все остальные байки сохранились почти неизменными.

По проторенной дорожке пошли и американцы, преподнесшие своему народу историю Второй мировой войны в таком виде, что абсолютное большинство граждан США уверено, что именно их страна внесла решающий вклад в победу над гитлеровской Германией, причем не только материальный.

Со статистикой то же самое. Советская статистика, например, всегда внушала нам, что средняя температура по больнице вполне нормальная. В итоге пациент – Советский Союз – благополучно скончался.


С этой книгой читают
В годы Второй мировой войны Вермахт устроил в Европе настоящий «танковый грабеж». Германская армия захватила в качестве трофеев более 16 600 иностранных танков и бронеавтомобилей – чешские «Шкоды», французские «Гочкисы» и «Сомуа», британские «Матильды», американские «Шерманы», советские Т-34 и КВ.Правда, по официальным данным, немцы использовали на поле боя не более 300 советских танков, однако автор данного исследования, ведущий британский специ
Летом 1942 года, когда были сформированы первые советские танковые армии, командование Вермахта сочло, что «русские создали инструмент, на котором никогда не научатся играть». Однако всего два года спустя эти армии превратились в совершенный боевой механизм, способный вскрыть любой вражеский фронт, как штык-нож трофейную консервную банку…Эта книга о том, как закалялась сталь. Как рождалась и крепла в боях советская танковая гвардия. Как росла сок
1 сентября 1939 года, сбив пограничные шлагбаумы, немецкие танки вступили на территорию Польши – началась Вторая мировая война. Историки не зря окрестили ее «войной моторов» – механизированные части и авиация играли в ней определяющую роль. И все-таки по сути и влиянию на исход боевых действий, если сравнить вклад в победу различных родов войск, – мировой пожар 1939 – 1945 гг. был в первую очередь ВЕЛИКОЙ ТАНКОВОЙ ВОЙНОЙ.Подробное описание основн
Танк давно стал символом советской военной мощи. Сотни наших танков, поднятых на пьедестал, стоят по всей стране и половине Европы в качестве памятников Великой Победе.Но вот парадокс – за 60 лет не было опубликовано ни единого серьезного исследования по боевому применению советских танков в годы Великой Отечественной войны. То есть об истории их создания, устройстве, ТТХ достойных работ предостаточно, но о советских танках в бою – не было ни одн
Если верить статистике, за всё время существования Третьего Рейха в Германии было произведено чуть более 50 000 танков и самоходных орудий – в два с половиной раза меньше, чем в СССР; а если считать ещё и англо-американскую бронетехнику, то численное превосходство союзников было почти шестикратным.Но, несмотря на это, немецкие танковые войска, ставшие главной ударной силой блицкрига, завоевали для Гитлера пол-Европы, дошли до Москвы и Сталинграда
Эти танки незаслуженно оболганы и ославлены по идеологическим соображениям. Их принято считать жалкими «керосинками» с «картонной» броней и убогими «пукалками» вместо орудий, не идущими ни в какое сравнение с грозной советской бронетехникой. Но если это так – почему Красная Армия применяла ленд-лизовские танки до самого конца войны в составе гвардейских мехкорпусов на направлениях главных ударов?В своей новой книге ведущий специалист по истории б
Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую э
Знаменитый исследователь подземелий, катакомб и некрополей Матвей Гречко собрал в этой книге самые интересные слухи и легенды о московском метро!Загадочные происшествия на станциях;Странные происшествия в туннелях;Мифы о строительстве метро;Самые таинственные и необъяснимые истории – от советской эпохи до наших дней;Легенды Метро-2 и многое другое!+ конкретные случаи, конкретные станции
Автор книги, Геннадий Николаевич Моисеенко, кандидат технических наук, работник ряда отраслей оборонной промышленности. Вместе с отцом занимался историко-публицистической деятельностью, а после ухода отца из жизни, в память о нем и его сотоварищах, написал данную книгу.Книга написана с использованием материалов Н.П. Моисеенко. Работа удачно связана с современной действительностью. В книге отображены события, участниками которых были известные лич
Вниманию читателей предлагается переиздание редкой книги, составленной известным дагестанским историком Х.-М. Хашаевым и вышедшей в 1965 г. в издательстве "Наука" под эгидой Дагфилиала Академии наук СССР. Сборник этот включил архивные материалы, представляющие собой бесценный памятник общественной, социально-экономической жизни, духовной и этической культуры народов Дагестана XVII–XIX вв. и закрепившие обычное право в виде адатов сельских общин,
Петербург меняется стремительнее, чем когда-либо. Что-то идет под снос, что-то перестраивается. Какие-то перемены вызывают бурные споры, какие-то проходят, не замеченные горожанами.Исчезают с лица города не просто здания – символы эпохи и поколения. Кафе «Сайгон», Литературный дом, рюмочная на Невском, 18, дом Рогова… Всего не перечислишь.Что же утратил наш прекрасный город? Шедевры архитектуры? Неповторимые живописные силуэты? Или ту особую, чис
Всем нам хорошо известны имена исторических деятелей, сделавших заметный вклад в мировую историю. Мы часто наблюдаем за их жизнью и деятельностью, знаем подробную биографию не только самих лидеров, но и членов их семей. К сожалению, многие люди, в действительности создающие историю, остаются в силу ряда обстоятельств в тени и не получают столь значительной популярности. Пришло время восстановить справедливость.Данная статья входит в цикл статей,
Всем нам хорошо известны имена исторических деятелей, сделавших заметный вклад в мировую историю. Мы часто наблюдаем за их жизнью и деятельностью, знаем подробную биографию не только самих лидеров, но и членов их семей. К сожалению, многие люди, в действительности создающие историю, остаются в силу ряда обстоятельств в тени и не получают столь значительной популярности. Пришло время восстановить справедливость.Данная статья входит в цикл статей,
В книге описываются события 2020-21 г.г. Начало и разгар пандемии COVID-19.
Метро скрывает вагоны историй и судеб. Куда, например, торопится эта девушка с чемоданом? И почему она чуть не плачет?Виола Лоце родилась и жила довольно скучной жизнью в Риге. Она никогда не стремилась к любви и замужеству, но судьба все решила за нее. Идеальный муж, трое замечательных детишек, счастливая жена. Но что скрывается за красивой картинкой?В рассказе "Шипы красной розы" автор поднимает темы насилия в семье и раскрывает личность жертвы