Когда задумывалась эта книга, встал вопрос о том, какие из 78 арканов Таро взять для работы. Выбор почти сразу же пал на придворные масти, что, пожалуй, нехарактерно ни для традиции преподавания (или изучения) Таро, ни для практики.
Однако нехарактерность, непохожесть на традиции – это не самая суть нашей мотивации. Все верно, классические подходы, базирующиеся на культурологии, истории, мистике, начинают знакомство с Таро со Старших Арканов. Подходы современные, или, как их можно назвать, логические, обращаются к нумерологии, тайнам чисел и потому открывают колоду с Младших Арканов. Придворные карты в обоих случаях остаются где-то посередине и на этом фоне выглядят не особо достойными внимания, а то и времени изучающего.
В этом есть доля разума. Действительно, Старшие Арканы есть коллективное бессознательное, общие архетипические ситуации, определенные этапы, которые каждый из нас так или иначе проходит. Можно назвать их образами жизни, обстоятельствами, складывающимися вокруг нас и формирующими наши взгляды, поведение и, самое главное, страхи. Можно назвать их и внешними силами, которые влияют на ситуацию и с которыми стоит не бороться, а каким-либо образом мириться. Находясь внутри ситуации, мы не можем оценить ее объективно и преодолеть ступеньку, которая кажется недоступно высокой. Старший Аркан помогает взглянуть на вещи по новому, если хотите, увидеть лес за деревьями, а в том лесу – не только заросшую мрачную расщелину, по которой не хочется идти, но и светлую, полную цветов и ягод, дорожку, которая приведет нас к поставленной цели.
Если представить колоду Таро в виде обыкновенной картины или фотографии, то Старшие Арканы будут фоном, на котором разворачивается ее основной сюжет. Возьмем, например, серию работ Клода Моне «Руанский собор», на которых Руанский собор изображен с одного и того же ракурса, но в разное время суток. В зависимости от освещения, времени, погоды, положения Солнца и прозрачности воздуха меняется общая атмосфера и восприятие картины. В один момент Собор окутан романтическим флером благодаря теплым фиолетовым, желтым, лиловым оттенкам надвигающихся сумерек. В другой – он кажется тяжелым и пасмурным, как нависающее над ним грозовое хмурое небо. Так и Старшие Арканы окрашивают общий фон нашей жизни, влияя на наше мировоззрение.
Младшие Арканы – тоже ситуации, но уже не общие, а гораздо более конкретные, разбитые на множество маленьких деталей. Это то, что происходит с нами в каждый определенный момент времени. Возвращаясь к примеру с картиной, Младшие Арканы являются тем сюжетом, который разворачивается на фоне. Возьмем, например, «Коронацию Наполеона» Ж.-Л. Давида. Как видно из названия, коронация императора и есть ее сюжет, который прекрасно укладывается в рамки Десятки Пентаклей – карты успеха, изобилия, достижения задуманного.
Но в каждом сюжете главную роль играет не фон и не (за редким исключением) сам сюжет, а – люди. В «Коронации» это – сам Наполеон, его супруга Жозефина, ее фрейлины, имена которых нам сейчас уже неизвестны, но они, несомненно, были. И вот эти люди – и есть Придворные Арканы.
Эта книга задумана с двумя целями: во-первых, раскрыть чуть более подробно, чем это делается обычно, энергетику и значение 16 придворных Арканов. Во-вторых, познакомить читателя с выдающимися представителями русской культуры и истории, о которых незаслуженно забывают, перечисляя тех, кто в свое время «изменил русский мир». Жизнь и поступки этих людей, возможно, не столь масштабны и архетипичны, чтобы безоговорочно отнести их к образам конкретных Старших Арканов. Но в то же время они и не столь малы, чтобы считать их не более чем сценой деревенской или городской жизни. Это именно образы придворных Арканов – люди со своими взглядами и ценностями, посвятившие жизнь какому-то направлению и однозначно заслужившие свое место как в памяти их потомков, так и в ряду королевских карт.
Желаем вам приятного знакомства!
Как работать с этой книгой
Эта книга состоит из трех в целом независимых друг от друга разделов: двух теоретических и одного практического. Мы говорим «независимых друг от друга», поскольку их можно читать в любой последовательности и в любом составе, например пропустить историю и сразу перейти к реальным портретам и образам каждого Аркана или ознакомиться с теоретическим описанием карт, добавить его в свою копилку знаний и отложить книгу до лучших времен.
Первый раздел посвящен истории мастей и достоинств дворцовых карт и предлагает базовые характеристики, которые могут послужить толкованию различных ситуаций. Характеристик как таковых довольно много, и даже те, что мы называем базовыми, не всегда встречаются точно в описанном виде в реальной жизни. Использовать их все вместе одновременно, пожалуй, излишне, однако иметь о них представление, как нам кажется, вполне полезно: в конце концов, занимаясь приготовлением какого-либо блюда, мы тоже можем под влиянием вдохновения добавить в него специи, которые никогда ранее не добавляли, и получить совершенно новый вкус. Иметь широкий выбор – прекрасная и ни к чему не обязывающая возможность. Реализовывать ее или нет – вопрос, на который каждый отвечает для себя сам. Мы и сами не всегда жестко придерживаемся предлагаемой нами структуры: все-таки человек отличается от машины как минимум тем, что может мыслить вне заданных рамок, но внутри сложившегося контекста.
Второй раздел дает общие описания каждого из 16 Придворных Арканов: описания во многом идеализированные, начищенные до блеска, словно самовар. Мы сознательно не стали уделять много внимания негативным проявлениям карт, однако полагаем нужным сказать, что негативное проявление так или иначе кроется в самых лучших характеристиках: например, меняя контраст и яркость на фотографии, мы можем изменить ее до неузнаваемости и просто даже испортить. Точно так же с описаниями карт и характеров: стоит довести хоть одну черту до абсурда или сделать ее слишком слабо либо ярко выраженной – и вот уже красивый гладкий образ становится все более уродливым.
Наконец, третий раздел посвящен практике и дает конкретные портреты – проявления Придворных Арканов в реальных людях. Да, возможно, в них присутствуют не все черты, о которых мы говорили в теоретической части, но практика тем и отличается от теории, что она может себе позволить быть вариативной.
Выбирая персонажей для третьего раздела, мы старались учитывать доступность информации о них и не использовать архивные или редкие источники, не выбирать личностей, жизнь и деятельность которых хотя и заслуживает внимания, но малоизучена. Поэтому, если кто-то из читателей заинтересуется историей того или иного человека, о котором пойдет речь в этой книге, он всегда сможет найти информацию о нем и источники, с которыми работали, в книжном магазине или библиотеке, в том числе на электронных ресурсах.