Сегодня, уважаемый мой читатель, человек не только смертен и внезапно смертен, но, как оказалось, иногда он может жить долго или даже очень-очень долго.
Валерий Новоселов
Да, поневоле тут крепко задумаешься над этим ребусом – почему же одни люди, здоровые и сильные, живут так мало, или не так долго, как могли бы, а другие, с трудом существующие в немощи и болезнях, наоборот, живут себе и живут. И уж больно сие смахивает на некий хитро разложенный пасьянс от самого Бога, если бы, конечно, он был.
Или, может, это сам Сатана, так забавляется? Нет-нет, да и кинет свои стёртые игральные кости?
Эту историю начали писать одни, продолжили другие, постарались третьи персонажи, этот барабан искусно раскрутили самые разные люди в самые разные исторические периоды ХХ и начала XXI веков. Они слепили эту замысловатую историю из живой глины времени и не заметили, как и сами стали частью этого ребуса. Они даже не были знакомы друг с другом, и только эта история, беспощадно объединила их.
Нам же важно пока лишь то, что само Его Величество Время предоставило подиум для одной из самых увлекательных загадок в истории мира. И в результате получился эдакий лихо закрученный сюжет о тайнах рекорда продолжительности жизни на нашей планете от французской дамы, известной нам под именем Жанны Луизы Кальман.
А что это за книга спросит уважаемый мой читатель, и каков жанр этого сюжета? Пожалуй, это авантюрно-плутовской детектив о научных изысканиях в теме долголетия. Это трагикомедия о жизни рекордсменки по продолжительности жизни Жанны Луизы Кальман и о всей науке о старении человека.
А так как эта наша история развивается на незримом сочленении науки и лжи, знаний и веры, то эта книга и о той тончайшей грани, где одно так плавно переходит в другое, что стыка нет.
Рассказывая эту историю, я постараюсь одновременно ярко показать проблемы современной науки о старении. Это означает для вас, что это и документальная хроника событий, так и этюд о нынешнем состоянии геронтологии.
У этой книги, в силу большого искажения темы, которое внесли журналисты, особенно французские и американские, чаще заинтересованные в повышении градуса возбуждения своего читателя, есть и чисто практическая задача – основательно и точно показать, как развивались события на самом деле. И, несмотря на мой некоторый авторский эмоциональный вклад, книга написана с реальной натуры, и всё в точности было задокументировано.
Начальным толчком всей этой истории и той шумихи, которая потом началась, и которую, может быть, не заметил наш российский читатель, так как она проходила в основном в Европе, изначально были мои профессиональные клинические знания. Мне интересно изучать самые сложные истории, связанные с болезнями и их ролью в истории планеты. Ведь основная героиня сюжета книги якобы жила очень долго, больше 122 лет, а значит, должна была жить длительно и в состоянии возрастзависимых болезней, а это очень жесткая конструкция, заложенная в механизмах, отточенных за миллионы лет нашей эволюции. Но что-то тут пошло не так у этой самой Жанны Кальман, и это заставило меня обратить внимание на этот интересный случай.
В книге много писем, диалогов, дискуссий и очень жарких споров. Все они насыщены эмоциями так, что они сочатся через край раны. Но самое главное, что все они, хотя и созданы пером автора, тем не менее прочитаны и услышаны в реальной жизни.
Я даже не предполагал такого стремительного и острого развития изначально чисто академического сюжета, которому изощренные шельмецы попытались придать политическую и скандальную окраску. Что-то ожидал, но не в таком объёме и ярком оформлении, как это произошло. Сотни статей в газетах по всему миру, первые каналы телевидения Франции, бури страстей, создана группа активного и оперативного противодействия работе русских учёных среди домохозяек, пенсионеров и простых жителей французского города Арль. Десятки и сотни людей ищут старые фотографии, устраивают мозговой штурм.
Этот увлекательный сюжет продолжает развиваться в самом необычном оформлении. И куда он нас выведет, пока не ясно ни мне, ни другим участникам данных событий.
Часть I. Самые лучшие рассказы можно услышать только в путешествии
Кто такая эта Жанна Кальман?
Но обо всём этом читатель узнает постепенно и в своё время, если только будет иметь терпение прочесть предлагаемую повесть очень длинную, имеющую после раздвинуться шире и просторнее по мере приближения к концу, венчающему дело.
Н. В. Гоголь. Мертвые души
Героиня моего рассказа – самый известный сверхдолгожитель или суперцентарий, как называют специалисты людей, проживших более 110 лет.
Она известна нам под именем Жанны Луизы Кальман. Она жила на юге Франции в городе Арль. И жила она 25 лет в XIX веке и почти весь XX век. Вот официальная биография Жанны Луизы Кальман:
1875 – родилась во французском городе Арль;
1888 – встречает известного художника Ван Гога в магазине ее отца (эта информация станет известна через сто лет и только со слов Жанны);
1896 – выходит замуж за троюродного брата;
1898 – родила дочь Ивонн;
1926 – дочка Ивонн рожает внука Жанны;
1934 – смерть дочери Ивонн;
1942 – умирает муж Жанны;
1963 – смерть зятя и внука Жанны;
1985 – переезжает в дом престарелых города Арль;
1987 – впервые объявляет, что была знакома с художником Ван Гогом;
1991 – признается самым старым человеком на земле;
1997 – умирает там же.
За время своей жизни Жанна Кальман никогда не работала, поэтому нет никаких сторонних документов от работодателей, которые могли бы дать нам дополнительные объективные временные точки её биографии.
Таким образом, рекорд Жанны Кальман состоит из 122 лет и 164 дней. Хочется крикнуть – ваууу! Или по-русски – ё маё, вот это да! Или кино снять, обязательно французское! Нам же в этой книге нужно войти в поток её времени жизни, чтобы понять суть её рекорда.
Кальман входит в группу людей, которых можно посчитать по пальцам. Даже сегодня – а прошло уже более 22 лет после её смерти, и людей старше 110 лет становится все больше и больше – в группе тех, кто смог прожить более 117 лет, счастливчиков было всего 9. Хотя счастливчики – тут очень сомнительный термин. Но здесь, в этой группе, сомнительно даже само количество этих людей. Да, несмотря на то что их так мало, их возраст также очень сомнителен. Представляете, уважаемый мой читатель?
Жанна ушла, но оставила нам свой рекорд, ведь героиня нашей истории – единственная на планете, кто дожил, согласно имеющимся опять же документам, до 120 лет.