Иллюстрация из книги «Тайные фигуры розенкрейцеров XVI и XVII веков» (Альтона, 1785)
Тайна, окружающая тамплиеров, и споры вокруг масонов, розенкрейцеров и других наследников традиции тамплиеров маскируют тот факт, что их общеизвестные знания и интуиция появились за несколько тысяч лет до основания ордена рыцарей Храма. Потоки духовности и священных знаний неразрывно соединились, чтобы сформировать единственную важнейшую непрерывную нить западной эзотерической традиции. Эта традиция, несмотря на ее тайную природу, была описана Теодором Роззаком, профессором Калифорнийского университета, как «вероятно, единственная, наиболее глубокая, образная и влиятельная традиция европейской культуры», которая оказала плодотворное влияние на образ мыслей строителей великих храмов, учителей духовных школ, философов, драматургов и поэтов, таких как Шекспир, Гете, Блейк и Йейтс, художников и титанов Возрождения, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело, и косвенно на все поколения христианского мира Европы. Кроме того, она положила начало алхимии и современной науке.
Этот полный энергии поток духовности оросил интеллектуальные пустыни средневековой Европы и стал причиной мира и стабильности на континенте, уставшем от ссор феодальных баронов, вражды королей и господства жестокого духовенства. Тамплиеры создали климат, в котором семена капитализма смогли взойти и расцвести, а потоки тайной мудрости, принятые их наследниками, способствовали появлению Ренессанса. Однако, несмотря на очевидную пользу от их способности проникать в суть вещей, тамплиеры и все, кто шел по их стопам, подвергались оскорблениям и преследованиям со стороны Святой матери-церкви.
Навсегда останется тайной, как церковь, предположительно основанная на учении «кроткого Иисуса», сознательно ввела режим репрессий, основанный на нетерпимости, пытках и геноциде. После того как были найдены Свитки Мертвого моря, стал очевиден ответ на вопрос, связанный с отношениями между христианской церковью и ее воображаемыми соперниками.
В мои намерения не входит вступать в полемику, критиковать или расхваливать то, что я не вполне понимаю, но любое тщательное и беспристрастное изучение фактов покажет, что духовная интуиция абсолютно реальна и имеет прямое отношение к повседневной жизни, особенно в бурном, беспокойном мире, в котором мы все сейчас живем. Эта книга посвящается всем тем, кто на протяжении веков, несмотря на жесточайшие преследования, поддерживал духовную традицию, чтобы мы в XXI веке могли извлечь пользу из накопленных ими плодов и облагородить нашу жизнь, следуя их примеру.
Глава 1 Из милости? Доисторический человек и рассвет цивилизации
Большинство цивилизаций развивалось следующим образом – из кочевых групп, эгалитарных, объединенных общими ресурсами и страхом перед природой, через племя, к оседлой земледельческой общине, а затем к городу, первоначально на основе религии. По мере увеличения численности развивается бюрократия, а из нее светская элита. Иерархии власти и богатства сначала вызывают желание защищать власть и богатство, а затем получать еще больше с помощью силы. Каждое увеличение численности приводит к новому строю – с возможностями для мира и войны. Поскольку мы переходим из промышленного в информационный век, мы стремимся к мировому порядку, но если мы не управляем нашими технологиями, то существует риск глобального разрушения>1.
Ничто не появляется из ничего. Культура, религия, цивилизация – все имеет корни в прошлом, и ничего не стоит исследование, игнорирующее эту вездесущую реальность. Следовательно, чтобы достичь истинного понимания природы эзотерических знаний и узнать, почему эти знания должны оставаться тайными в условиях Европы, как и их долгосрочное воздействие, нам следует начать с глубокой древности. Тогда, двигаясь вперед, шаг за шагом, с таинственного начала, мы, возможно, начнем понимать природу важнейших изменений, произошедших в развитии человека и общества, и оценим роль, что эзотерические знания играли в создании культуры, которая не дает оборваться жизни.
Прошлое – непонятное место, там люди вели себя совсем иначе. Даже современная история искажается в нашем восприятии из-за неспособности понять образ мыслей и основные отношения, на которых базировались древние культуры. Кажется, что практически бессмысленно пытаться понять и оценить отношения, представления и верования, которые давно преданы умственному забвению на коротком, но туманном пути из тех дней до настоящего времени. Стараясь решить вопросы не просто истории, а предыстории (доисторического периода) – времени мифов и легенд, мы должны попытаться исправить это искажение всеми разумными средствами, которые могут предложить современные научные и академические дисциплины.
История, как мы сейчас ее понимаем, началась с развития письменности и появления рукописных свидетельств. Многосторонние, таинственные вопросы интерпретации предыстории нашей расы усугубились из-за нашего собственного нежелания признать, что сам человек является неотъемлемой частью эволюционного процесса, процесса не только биологического, но и охватывающего эволюцию интеллекта и сознания. Нашими единственными помощниками в попытке понять наше древнее развитие как человеческого рода являются обнаруженные археологические артефакты, наш уровень интеллектуальных способностей и, в первую очередь, мифологические сюжеты, которые передавались из уст в уста через века. Мифология, осмотрительно используемая, может дать некоторые из ключей, чтобы отпереть двери, которые, по крайней мере в настоящее время, преграждают путь к всестороннему пониманию наших культурных и религиозных источников.
Однако как можно всерьез говорить о мифологии в век современных технологий и науки? Чем она может быть полезна в нашем поиске разумных и реальных доказательств? Многие ученые, философы и историки текущего столетия расходятся во мнениях относительно использования мифологии в качестве инструмента для изучения истории. Однако ценность мифа как признака исторической правды претерпевает глубокое изменение. Осмотрительно интерпретируемая в сочетании с археологическими свидетельствами и подкрепленная мнениями авторитетных ученых, не пытающихся запутать вопрос, мифология поможет получить представление о доисторической эре развития человечества, которое выдержит испытание беспристрастным научным исследованием. Современный ученый Теодор Роззак утверждает, что «значение мифов зависит от видения жизни и природы, которые составляют их суть»>2. Доказательством важности мифов, которые часто подвергаются осмеянию, служит заявление Джозефа Кэмпбелла, который утверждал, что «мифология – предпоследняя истина, предпоследняя, поскольку не существует окончательной системы толкования мифов»