Кавказ в России это – болевая точка. Если там всё хорошо, то и в России в целом будет в норме. Но, если там начинается даже и лёгкий бриз, закипание, страну начинает так качать из одной крайности в другую, что успокаивать ситуацию до наступления полного штиля приходится десятилетиями.
Так случилось и в конце 80-х годов прошлого века и даже тысячелетия, когда вся страна начала рушиться, всколыхнулся парад суверенитетов, прозвучала знаменитая глупость мол, берите столько суверенитета, сколько хотите. Одни лозунги и никаких разумных шагов по сохранению страны и её жителей.
Итог плачевный, мы потеряли миллионы соотечественников, которые вереницей или клином, как стаи журавлей, потянулись на запад, юг, за океан за легкой жизнью. Их осуждать не надо, каждый выбирает свой путь. Насильно в наше время никого не удержишь. Надо людей заинтересовать, обнадёжить, обустроить и в целом стимулировать к жизни там, где родился, есть те продукты, которые принимал с молоком матери, жить в условиях твоих предков.
Кавказ забурлил по разным причинам, избыток населения и совсем не развитая инфраструктура, отсюда безработица, некое неуважение, что там значительно выше ценится, чем в России в целом. Тонкость кавказского менталитета так и осталась для нас не совсем должным образом оцененной. Всё это в совокупности с ухудшением условий жизни в стране привело к войне.
При этом, конечно, надо иметь в виду, что западные так называемые партнёры из избытка своей зависти к тому, что мы имеем, не отказались от идеи воспользоваться ситуацией и как можно больше навредить огромной стране. Они ведь не понимают всей угрозы, которая может исходить из глубины наших владений. Они даже в силу своей деградации не понимают, если у нас только лёгкое колыхание земли начнётся, то их существование в этом мире будет под большим вопросом, и в силу этого, европейская цивилизация, о которой так долго рассуждали и писали историки и политики, уже не будет иметь смысла в этом мире. Волна вибрации земли просто сотрет с лица земли остатки былой европейской роскоши и цивилизации.
На самом деле им надо стратегически Россию беречь, а они не прозорливо пилят сук, на котором сидят или благоденствуют, либо, можно сказать, загрязняют источник, чистый родник, обеспечивающий их же существование в третьем тысячелетии. При этом используют самые современные приемы и инструменты для самоуничтожения.
Спрашивается, зачем они нас злят по поводу и без такового, пусть это будет строительство газо- и нефтепроводов для них же, Олимпиада, террористы в Сирии, Ираке и других странах, санкции которые им же наносят более значительный ущерб. Всё ничего, всё им сходит с рук и не надо отвечать перед собственным народом и его жертвами. Но настанет, неизбежно настанет время, когда надо будет ответить и за дела свои, и за мысли.
Все философские рассуждения специально подводил к вопросу, а что же Чечня. Долгое время сопротивлялась российскому патронату XVIII – XIX веков, потом спокойно жила и с царями и во времена смут, пост-революционное время. И только в период новой псевдо-революции, кто-то сумел внушить гордым и одновременно бедным кавказцам, вайнахам их избранность, свободолюбие. Только свобода от чего, наверное, от нормальной мирной жизни. Так и получилось. Да, приехали наемники, инструкторы, духовные наставники, вопрос только какой духовности. Они привезли с собой оружие, нашумели, пролили кровь и были уничтожены, либо бесславно бежали.
Они потренировались в Чечне, отравились первой человеческой кровью, испивши её в избытке, и разбрелись после этого по всему миру, а народ чеченский бросили после действительно серьёзных боевых действий, а не лозунгов – два батальона возьмут всю Чечню. Воевать так по-военному, это правильный перевод с французского – a la guerre comme a la guerre, а не на войне, как на войне, как это принято считать в русской литературе.
Чеченцы в своей жизни сделали большую ошибку, когда повелись на чуждые их народу лозунги свободы и независимости, пути к мракобесию, отсталости, безграмотности и ненависти ко всем, кто живёт в нашем общем мире как-то не так, как им нравится. Не понимая, особенно это касается молодёжи, что в этом и есть свобода – сохранять традиции своего народа. Время расставило все свои точки, как всегда правильно и реально. Всё вернулось на истинные пути, теперь мир торжествует на долгие, надеюсь, годы. Им, конечно, повезло с новым руководством. Что называется, вовремя появились реальные лидеры, а не записные. Пожелаем такого же везения Дагестану и Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, всем кавказским народам.
Цель всего этого повествования состоит в том, чтобы немного рассказать о людях из числа сотен тысяч, которые внесли свой, пусть может быть и не очень значительный, но всё – таки вклад в установление мира на Северном Кавказе и в Чечне в частности.
Фото из личного архива автора
Одним из наших рассказчиков стал Сергей Алексеевич Бендас (фамилия изменена), который так складно излагал свою историю, что автор решил всё оставить без изменений. Прочтите. Рассказ о войне, хотя официально она ведь называется военным конфликтом.
Вот и наступил тот момент, когда я созрел для написания рассказа о войне в Чеченской Республике, увиденной глазами офицера химика – офицера войск радиационной, химической и биологической защиты. В своей долгой военной службе в рядах Советской, а потом и Российской Армии мне неоднократно приходилось принимать участие не только в грандиозных армейских учениях, но и в межнациональных конфликтах начала 90-х, а тем более в период первой и второй кампаний на территории Чеченской Республики.
Да, лихие были годы. На грани развала и распада страна совсем обеднела. Такой же была и её армия. Вспоминая начало 90-х, удивляешься, как прожили эти годы с детьми на руках, не работающей женой, без зарплаты (иногда не платили нам по 4 месяца зарплату, а другого заработка не было, ведь не продавать же боеприпасы, например, на углу ул. Красной и Калинина…).
Но в этом рассказе не хочется вспоминать о грустном. Были в нашей жизни и смешные случаи.
Представьте: высоко в горах полевой лагерь горной группировки. Только что, неделю-вторую, как закончились здесь боевые действия, но приграничное противостояние, периодические вылазки бандитов на территорию Дагестана продолжаются, ночные обстрелы, регулярные артиллерийские залпы и днём и ночью по вновь выявленным целям, как на территории Дагестана, так и по лагерям боевиков на территории Чечни. В офицерскую столовую, оборудованную на окраине лагеря у самых скал, входит группа офицеров для приёма пищи, (так у нас называют обед, или завтрак, или ужин), не успели присесть на указанные им места, как находящиеся в палатке офицеры заходятся в гомерическом хохоте. Причём этот, подчас нездоровый, смех периодически повторяется, мешая обедать офицерам. Смех истерически доводил людей до слёз, при этом повара и официант не могли никак понять причину такого поведения собравшихся.