Татьяна Скопинцева - Теория и история культуры повседневности России

Теория и история культуры повседневности России
Название: Теория и история культуры повседневности России
Автор:
Жанры: Культурология | Археология | История России
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2013
О чем книга "Теория и история культуры повседневности России"

В учебном пособии даны основы курса «Теория и история культуры повседневности России», рассматриваются базовые понятия, структура культуры повседневности России, характеристики основных школ и подходов к её изучению. Материалы пособия учитывают возможности изучения культуры повседневности средствами этнографии, антропологии, исторического краеведения. В пособии затрагиваются основные вопросы теории и исторической типологии и культуры повседневности России. В пособие включены разделы, рассматривающие культуру повседневности в периоды Древней Руси, Средневековья, Нового и Новейшего времени в истории России. Пособие включает основной материал для практических занятий, в том числе анализ «человеческих документов» характеризующих повседневность в формах эпистолярной (рукописной) традиции, художественных и наивных текстов.

Бесплатно читать онлайн Теория и история культуры повседневности России


Введение

Краткое пособие по курсу «Теория и история культуры повседневности России» предусматривает теоретический и практический материал для 9 основных тем и практических занятий. Программа включает материал по теории, морфологии и исторической типологии культуры повседневности. В пособии освещены базовые понятие курса, даны сравнительные характеристики, позволяющие выявить специфику и особенности российской повседневности по сравнению с повседневностью в западных и восточных культурах.

Пособие рассматривает народную традицию как основу повседневной культуры России, а традиционные нормы взаимодействия человека и природы в истории российской культуры как базовые факторы, определяющие специфику российской повседневности. В пособии показано, как взаимодействуют природные, исторические, экономические, социальные факторы в формировании российской повседневности.

В пособии рассматриваются основные подходы к исследованию культуры повседневности; специфика повседневного мышления и проблемы российского коллективного сознания; особенности российской культуры повседневности в её сопоставлении с западной и восточной типами повседневных культур; культура быта; некоторые исторические и маргинальные формы российской повседневной культуры. Предложенный материал позволяет студенту понять актуальность и важность исследования повседневной культуры для современного гуманитарного знания, для изучения всех общих вопросов истории и теории культуры России и использовать полученные навыки в учебе и на практике.

Курс рассчитан на 18 часов лекций, 18 часов практических занятий.

Материал организован в трех направлениях: введение в онтологию и гносеологию повседневности (основные термины и понятия, школы и направления исследования); основы морфологии повседневности (локальные и маргинальные формы повседневной культуры); введение в историческую типологию повседневной культуры (некоторые типы российской повседневной культуры).

1 Основная часть

1.1 Опорные схемы курса

Предложенные ниже опорные схемы помогут сформировать более основательный подход к осмыслению феномена российской повседневности


1.1.1 Опорная схема 1 «Направления исследования и специфика российской повседневности».


1.1.2 Опорная схема 2 «Структура культуры повседневности России»



1.1.3 Опорная схема 3 «Особенности культуры повседневности Древней и Средневековой Руси».


1.1.4 Опорная схема 4 «Традиционность и повседневность»


1.1.5 Опорная схема 5 «Праздник и повседневная культура»

2 Темы курса и задания к ним:

2.1 Тема 1. Предмет и объект культуры повседневности России

1. Понятие культуры повседневности

2. Исследование культуры повседневности

3. Быт как основа повседневной культуры

4. Специфика российской повседневной культуры

2.1.1 Понятие культуры повседневности

Повседневность – это самый близкий к человеку план жизни, связанный с его ощущениями жизни, чувством реальности бытия. В повседневности каждый наиболее полно расходует свою природность, в которой он (как природное и одновременно культурное существо) ощущает себя человеком.

Повседневность как особый план бытия стала темой исследований в период, когда само бытие стало дробиться на срезы, планы, состояния. Можно отметить, что исследование повседневности и её описание началось в Новое время. В этот период у исследователя появилась возможность ощутить себя «оторванным» от традиции. Наблюдатель погружался в процесс социальных перемен в политике, экономике, официальной сфере бытия, одновременно отслеживая менее подверженный изменениям мир повседневности.

В словаре современной западной философии можно найти определение повседневности Н.Н. Козловой1.

Повседневность определена исследовательницей как целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как «естественное», самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Повседневность – специфическая область социальной реальности, которая выступает в качестве объекта ряда наук и междисциплинарных исследований (история, социальная и культурная антропология, социология и др.).

Интерес к исследованию повседневности особым образом проявился в эпоху Просвещения, когда было определено естественное состояние общества и человека. Этот подход позволил осмыслить и структурировать жизненное поле, в котором проявлял себя человек. У просветителей природная зависимость и связанность человека с природой соотносилась с определенными идеальными образцами человека и общества (идеал был исходным и для природности, и для культурности). В идеальных образцах человек Нового времени перешагнул традиционный, связанный с природностью, гармоничный, соотнесенный с природностью план бытия, стал активно строить новые, культурные перспективы и воплощать их в жизнь. Это явилось важным фактором новой европейской культуры. Культура Европы Нового Времени выделила различные модели и формы социальной и индивидуальной жизни и опробовала их в повседневной практике. Эта практика контролировалась горожанами (городским сообществом). В городской культуре оформлялись особые культурные ниши и пилотные группы, которые осваивали новационные социальные и культурные (в том числе – повседневные) практики. В их границах разрабатывались культурные образцы: специфические формы общения (этикет разных социальных групп) и социальная игра формой (мода) и закреплялись в повседневности.

Повседневность – это жизнь в целом, все жизненные реалии. Повседневная культура – это «то, во что погружен человек, где он живет, как мыслит, ведет себя…»2 Человек живет в мире обыденной культуры, руководствуется обыденным сознанием, создает свой быт (материальное и материализованное в социальных отношениях жизненное пространство) – все это составляющие культуры повседневности.

Повседневная культура – это условие человеческой жизнедеятельности, организация и институализация человеческих отношений, естественное «здесь» и «сейчас» бытие человека. В культуру повседневности входит сложный спектр потребностей и интересов человека. Повседневность – это мир обычной – по обычаю – жизни человека, его житейский опыт, здравый смысл, складывается его ментальность – «стартовые» представления о мире.

2.1.2 Исследование культуры повседневности

С осмыслением многообразия и сложности бытия началось осмысление его повседневных форм. До конца XIX столетия повседневность рассматривалась в рамках классических подходов. Они представлены в социальном познании (марксизмом, фрейдизмом, структурным функционализмом). В них повседневность полагалась низшей реальностью, значением которой можно пренебречь. Повседневность соотносилась с «поверхностью, за которой скрывается некая глубина», «завесой из фетишистских форм, за которой лежит подлинная реальность». Такой подход проявлялся в бессознательном «Оно» во фрейдизме. Так, экономические связи и отношения предполагались под повседневностью в марксизме, а устойчивые структуры, определяющие человеческое поведение и мировосприятие, определяли повседневность в структурном функционализме.


С этой книгой читают
Проблемными центрами книги, объединяющей работы разных лет, являются вопросы о том, что представляет собой произведение художественной литературы, каковы его природа и значение, какие смыслы открываются в его существовании и какими могут быть адекватные его сути пути научного анализа, интерпретации, понимания. Основой ответов на эти вопросы является разрабатываемая автором теория литературного произведения как художественной целостности.В первой
Своеобразным символом его творчества стал «Angelus Novus» со знаменитого рисунка Пауля Клее. «Так можно представить себе ангела истории: его лицо обращено в прошлое, где он видит катастрофу, нагромождающую руины на руины, – пишет Беньямин. -Он хотел бы остановиться, оживить погибших, но из рая дует ураганный ветер, который неудержимо несёт ангела истории в будущее; этот ураган мы и называем прогрессом… Катастрофа есть прогресс, прогресс есть ката
Ираклий Андроников! После этого имени хочется поставить восклицательный знак. Недаром вся страна узнавала этого ученого и в лицо, и по голосу. Он был и замечательным исследователем, и писателем, и актером. И обладал детективными способностями, раскрывая тайны русской литературы. А потом рассказывал об этом с таким вкусом и талантом, что невозможно оторваться от его книг. В этом издании мы собрали самые увлекательные литературные расследования Анд
Эта книга – собрание эссе, посвящённых странам европейского Средиземноморья и окрестностей с собственными рисунками и обложкой автора. Каждое эссе может быть прочитано почти вне связи с остальными, но их отбор и последовательность отражает идею о происхождении и развитии отдельных национальных культур под влиянием изначального центра нашей цивилизации – Италии и Рима, которые до сих пор постоянно находятся в фокусе культурных интересов Западного
В книге представлены рецепты приготовления домашней колбасы, буженины и других копченых и соленых блюд.
Как часто мы делаем глупости, и только потом понимаем их значение в нашей жизни. Не просто бывает уйти, еще труднее вернуться. Трудно привыкать — труднее отвыкнуть. Разве не так?Судьба развела героя не только с любимой, но и с друзьями. Но все можно вернуть, если захотеть.«— Она здесь больше не живет, — услышал я ответ на свой вопрос. Все надежды сразу рухнули.Моя жизнь сделала круг. Я вернулся туда, откуда начал свой путь. Я вернулся, чтобы попр
Данный сборник научных трудов – материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889–1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению психологических проблем личности и группы в условиях изменений современного российского общества.В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Суша стала опасна для людей, которым пришлось перебраться на воду. На паромы, крейсеры и другие суда. Моря обеспечили пропитанием и безопасностью, что помогло быстро освоиться. Но многих ресурсов не хватало. И когда один из кораблей потерпел крушение, инженерам пришлось решать весьма нелегкую задачу.