В настоящее время многие проблемы школьного и вузовского литературного образования становятся предметом острых дискуссий. В сфере постоянного внимания литературоведов, методистов, преподавателей-словесников находится проблема анализа и интерпретации литературного произведения. Накоплен немалый опыт различных подходов к изучению текста как художественного целого, к анализу отдельных его компонентов. Одним из новых путей анализа, ориентирующих читателя на освоение произведения в единстве его содержания и формы, на глубокое постижение его смысловой и художественной сложности, его эмоционального наполнения, является пространственный подход.
Задача данного пособия – оказать помощь студентам, обучающимся по специальности 031001(021700) – филология, в приобретении умений и навыков анализа художественного текста в пространственном аспекте.
В первой главе «Теоретические основы анализа художественного произведения в аспекте пространственных характеристик» дается обзор философскоэстетических, литературоведческих и методических работ по проблеме художественного пространства, определяются цели и этапы формирования умений и навыков анализа художественного произведения в пространственном аспекте с учетом возрастных особенностей восприятия литературы. Во второй главе предложены фрагменты уроков, в которых художественное пространство рассматривается в зависимости от жанрово-родовых и стилистических особенностей произведений. В третьей анализируются «сквозные» пространственные образы в произведениях русской литературы, выделяются и описываются следующие элементы, необходимые как инструментарий в вузовской и школьной практике: пейзаж, интерьер, пространственные архетипы, пространственные мотивы, топосы. В четвертой – основные модели художественного пространства.
Предлагаемая в учебном пособии концепция анализа художественного произведения в пространственном аспекте была успешно апробирована автором, а также учителями Е.К. Дубцовой, О.В. Ибрагимовой, Л.А. Пановой, Н.Г. Соловьевой, Ю.В. Черенковой в школах № 25, № 73, гимназии № 1 г. Оренбурга, в Подгороднепокровской средней школе Оренбургского района и направлена на формирование у студентов – будущих преподавателей литературы – следующих умений:
– анализировать художественное пространство в произведениях различной родовой и стилевой специфики;
– анализировать отдельные пространственные образы (пространственные архетипы, топосы, мотивы) в художественных текстах;
– анализировать различные пространственные модели: «реальное» (природное и социальное), психологическое, мифологическое, космическое, фантастическое пространства в программных произведениях;
– определять роль и функции пространства в художественных текстах, соотносить их с авторским замыслом.
Усвоив необходимые теоретические сведения, студент-филолог сможет эффективно применять их в своей практической деятельности, а представленные разработки уроков позволят сформировать навыки использования элементов пространственного подхода в школьной практике с учетом возрастных особенностей восприятия литературы учащимися 5-11 классов.
Вопросы и задания, помещенные в конце каждого параграфа, будут способствовать более прочному усвоению современной системы анализа литературного произведения, направят студентов на поиск новых подходов к изучению структуры художественного текста, характеристики персонажей, позиции автора, помогут разработать новые технологии изучения литературы.
Пособие подготовлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования для специальности «Филология» и предназначено для изучения дисциплины «Методика преподавания литературы», но также может быть полезным при изучении дисциплин «Филологический анализ текста» и «Введение в литературоведение».
1 Теоретические основы анализа художественного произведения в аспекте пространственных характеристик
1.1 Художественное пространство как объект исследования литературоведения
Пространство является важнейшей категорией, как для восприятия мира, так и для всей жизнедеятельности человека. В современной философской науке пространство понимается двояко, во-первых, как «форма созерцания, восприятия, представления вещей, основной фактор высшего, эмпирического опыта»; во-вторых, как «способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем» [1, с. 370]. Данные многих наук – физики, геометрии, лингвистики, искусствоведения, литературоведения, психологии – подтверждают сегодня тот факт, что существует разница между физическим, материальным миром и отражением этого мира в нашем сознании, его восприятием. «Пространство – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств» [2, с. 369].
Каждое индивидуальное сознание вырабатывает свою систему пространственных представлений. Субъективное пространство, отражающее реальное пространство, имеет собственную структуру и является относительно самостоятельным феноменом. Концепция пространства, сформировавшаяся в сознании художника, его субъективное пространство объективизируется в пространственной структуре художественного мира. Проблема трансформации реального (физического) пространства в пространство перцептуальное, связанное с человеческим восприятием, становится центральной в работах большинства отечественных ученых в ХХ столетии. Отметим, что художественное пространство как особая литературоведческая категория стала предметом исследования филологов именно в ХХ веке, хотя занимала внимание ученых на протяжении многих столетий.1
Так, в 20-х годах прошлого столетия А.Г. Габричевский в работе «Опыты по онтологии искусства» отмечал, что для искусства, как своеобразной области бытия, категория пространства «…имеет совершенно особый смысл, который было бы нелепо выводить из тех смыслов, которые это понятие имеет для математики или физики, для психологических статистик или хитроумных измышлений гносеологии» [3, с.134].
Позднее Б.В. Раушенбах, рассматривая проблемы художественного пространства и зрительного восприятия на примере изобразительного искусства, подтвердил эту мысль: «Сравним объективно существующее (или просто объективное) пространство с возникшим в сознании человека образом этого пространства. Последнее естественно назвать субъективным, или перцептивным («перцепция» – восприятие). Совершенно очевидно, что они имеют разный геометрический облик. <…> Мозг, образуя субъективное пространство и опираясь при этом на сетчаточный образ, производит трансформации возникшего образа…» [4, с. 16-17].
В.Н. Топоров в работе «Пространство и текст» рассуждает о двух пониманиях пространства – по Ньютону и по Лейбницу и отмечает, что различия в понимании сводятся к противопоставлению ньютоновского геометрического пространства (чистой абстракции) пространству, определяемому «порядком сосуществования вещей» [5, с.228]. Ньютоновское пространство является принципиальным отвлечением от фактора восприятия пространства человеком; у Лейбница же пространство «одушевляется» человеческим присутствием, оно трактуется, прочитывается человеком. Ньютоновское пространство принадлежит физике и геометрии, лейбницевское же относится к области человеческих представлений о мире.