Авторы: Михайловская Инна, Еремцова Раиса, Бегишева Лилия, Крючкова Татьяна, Романович Елена, Данина Елена, Литвишко Наталья, Локтыш Светлана
Редактор Светлана Курилик
Корректор Наталья Литвишко
Иллюстратор Елена Данина
Иллюстратор Индира Шабанова
© Инна Михайловская, 2020
© Раиса Еремцова, 2020
© Лилия Бегишева, 2020
© Татьяна Крючкова, 2020
© Елена Романович, 2020
© Елена Данина, 2020
© Наталья Литвишко, 2020
© Светлана Локтыш, 2020
© Елена Данина, иллюстрации, 2020
© Индира Шабанова, иллюстрации, 2020
ISBN 978-5-0051-2126-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Каждый раз, когда заканчивается очередной тренинг, я испытываю смешанные чувства радости, облегчения – оттого, что мы-таки прошли нелегкий писательский марафон, и разочарования, пустоты – потому что все уже закончилось. И каждая новая группа – особенная.
Этот, восьмой поток тренинга «Три рассказа за 30 дней», отличался от предыдущих тем, что в него вошло много авторов-новичков. Раиса Еремцова, Елена Романович, Лилия Бегишева и Олег Сединкин впервые участвовали в моих мероприятиях, к тому же только пробовали писать рассказы. Елена Данина уже бывала на таких тренингах, однако сочиняла сказки для детей. Инна Михайловская тоже обучалась, но нерегулярно: из-за того, что живет на далеком острове Сахалине, сложно подстроиться под время занятий. Как и Татьяне Крючковой, правда, по иной причине – хронической нехватке времени и возможностей.
В этот раз все сложилось, но нам с помощницей Натальей Литвишко поначалу пришлось нелегко: участники не сразу поняли, чем отличается рассказ от других жанров и почему такие жесткие требования к текстам. Надо отдать им должное, когда поняли, дело пошло веселее и проворнее: рассказы написать успели, тексты правили и редактировали прилежно и старательно.
До финала дошли все, правда, с разными успехами. Основная часть результата наших трудов – в этой книге. Но не все. Лилия хоть и дошла до финала с рассказом «Эх, вы…", но в книгу он не вошел. Олег оказался в роли наблюдателя: хотя тоже написал тексты, но не художественные. А в сборник «Точка на карте» вошли только рассказы. Всего их 16.
От предыдущих книг по итогам тренингов «Точка на карте» отличается более разнообразной тематикой. В ней меньше рассказов непосредственно о любви, больше – о разных жизненных случаях, когда персонажам приходится выбирать между добром и злом. Но, как и в прежних книгах, герои попадают в сложные ситуации, из которых каждый выходит по-своему, и от их выборов зависит, как сложатся дальнейшие судьбы. Авторы не сообщают об этом, но читателю даются «зацепки», по которым его фантазия может «дописать» недостающие сцены.
Я уверена, что после этого марафона его участники на практике поняли, что значит писать и править собственные художественные тексты, а также по-другому начали смотреть на произведения современных авторов. Более осознанно. Более профессионально. В этом и заключалась цель тренинга. Бонусом к нему стала эта книга: она красиво завершила проект и может стать отличным подарком близким, друзьям и всем, кто ценит хорошие современные рассказы.
А в высоком качестве написанного можно не сомневаться. Как и в том, что ни одно наше произведение не оставит читателя равнодушным. Потому что у каждого в жизни есть своя точка на карте – любимый уголок, где знакома каждая тропинка, живут близкие, любимые люди и где так нужно порой отдохнуть душой, чтобы снова обрести жизненные силы и творческие крылья.
Светлана ЛОКТЫШ,
член Союза писателей Беларуси,
тренер курса.
Писать – значит жить осознанно
Моя родина – северо-восток Сахалина. Окна квартиры смотрят на суровое побережье Охотского моря, частицы Северного Ледовитого океана. С этой стороны всегда дует пронзительный Норд-Ост, а стиль одежды даже летом определяет то, есть ли льды на горизонте, что не мешает мне радоваться жизни, увлекаться вышивкой, скандинавской ходьбой зимой, велосипедом – летом и пробовать силы в писательстве.
Когда-то в детстве я мечтала стать писателем, журналистом, а затем литературным переводчиком. Прошли десятки лет, а тяга к литературе осталась.
Вселенная, видимо, почувствовала мой порыв, решила дать еще один шанс – и однажды я попала в блог Светланы Локтыш. Так что в тренингах писательского мастерства я не новичок, и восьмой выпуск «Три рассказа за 30 дней» – третий по счету, в котором я участвовала.
После завершения марафона я испытываю разные чувства. Какие? Облегчение, что сделан еще один шаг к мастерству. Сожаление: не все успела воплотить, что задумывала на старте. А еще возникает сильное желание понять, что мне лично дает писательство и для чего нужны эти творческие муки.
Писательство интересно тем, что заставляет автора проживать осознанно каждую минуту. Для создания литературного произведения одного жизненного опыта мало. Размышляя над тем, как выразить идею, закрутить сюжет и раскрыть образы героев, автор должен быть внимательным ко всему, что его окружает, к любой мелочи.
Раньше я считала писательство уделом посвященных, даром, доступным не каждому. Теперь уверена: дар доступен всем, кто не боится его принять и готов трудиться. Только в этом случае муза не заставит ждать своего прихода, а сама пойдет рука об руку с автором.
Студент Олег Скворцов, выступая в суде в качестве потерпевшего, был уверен: если расследование закончено, то дело осталось за малым – наказать виновного. Он еще не знал, что это судебное заседание перевернет его представление о преступлении и наказании, и спокойно наблюдал за тем, как присяжные рассаживались по местам, негромко переговариваясь.
– Интересно, как этот пенсионер умудрился изувечить молодого парнягу? – шепнула соседу крашеная блондинка средних лет, поправляя короткую юбку. – Да дедуля рассыплется, если толкнуть посильней!
– Не скажи, про таких говорят «худой, да жилистый», – усмехнулся лысоватый мужчина с небольшим брюшком. – Смотри, Катя, а дед лицом – вылитый Карл Маркс.
На скамье, понуро опустив голову, сидел худощавый пожилой мужчина, в самом деле бородатостью схожий с немецким классиком мирового коммунизма.
Прокурор, заканчивая обвинительную речь в его адрес, потребовал наказать старика сроком лишения свободы от двух лет. Но, несмотря на стандартную характеристику потерпевшего «не пьет, не курит, не привлекался…», участники заседания подозревали, что ситуация не такая однозначная.
Олег искоса посматривал на подсудимого. Не зажившие ссадины на лице все еще отдавали противной болью при любом движении, перебинтованные фаланги пальцев ныли и подрагивали. Тоскливо оглядев присутствующих в зале, Олег украдкой покосился на руки. Боль заставляла чувствовать себя инвалидом, не способным ничего сделать самостоятельно. Но самое неприятное было то, что теперь долго не сядет за комп: перебитые костяшки будут заживать не один месяц. «Скорей бы все закончилось. Интересно, сколько дадут старому уроду?» – его злорадный взгляд скользнул по старческой фигуре. Тяжкие воспоминания перенесли парня в события месячной давности.