Анатолий Суслов - Тоска по нежности

Тоска по нежности
Название: Тоска по нежности
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Тоска по нежности"

«Тоска по нежности» – первая книга прозы поэта Анатолия Суслова. В центре повествования – восторженный юноша «со взором горящим», спешащий, как и все молодые люди, жить, творить, любить и быть любимым. Но, как и бунтующий герой Сэлинджера Холден Колфилд, он чувствует свою инакость, болезненно воспринимает позднесоветскую реальность, инстинктивно распознает любую ложь и обострённо реагирует на всякую несправедливость. Судьбу юноши, в которой неизбежно отражаются черты эпохи, нельзя назвать несчастливой, но немало в ней и трагизма – неизбывного спутника любой сложной личности.

Несмотря на перипетии описываемых здесь взаимоотношений, эта книга полна любви и нежности, так что, если вы вдруг затосковали, ключ к исцелению – в ваших руках.

Бесплатно читать онлайн Тоска по нежности


© Суслов А.П., текст, 2025

© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2025

Всё впереди

Анатолий Суслов – прозаик большого стиля, достойный самого пристального читательского внимания и любви. Книга «Тоска по нежности» это убедительно подтверждает. В основе её одноимённая повесть, произведение удивительное, увлекательное, обладающее массой художественных достоинств, при этом тёплое, душевное, человеческое. Душевное тепло – это то, чего часто недостаёт нашей литературе. Его полагают старомодным, неинтересным, часто издательская ставка делается на первенство стиля и новизны. У Суслова и со стилем, и с новизной – всё в порядке, но это не перекрывает большого и тёплого сердца автора, которое бьётся в каждой букве и даёт надежду, что жизнь всё же сильнее смерти, и если жить всерьёз, всерьёз любить, то этим самым бросаешь вызов тёмному не только вовне, но и внутри себя.

Что важно отметить в этой в прозе? В ней есть герой. Герой классический, вокруг которого строится всё повествование, герой с огромным потенциалом, герой юный, живущий в позднесоветское время.

Григорий Хлыстов живёт на Западной Украине, но ничего, что мы теперь об этом месте знаем, в книге нет. Другое время! Оно было, несмотря ни на что, счастливым.

Все уживались друг с другом и занимались не политикой, а обычными делами, строили дома, влюблялись, мечтали о будущем.

Григорий Хлыстов – это юный герой своего времени. Типичный? И да и нет. Сейчас больше принято вытаскивать из этого времени разных «пацанов», создавать саги с криминальным душком, как будто интеллигентов и не было. Суслов создаёт образ юноши из интеллигентной среды и делает его жизнь интересной для читателя.

По сюжету герой часто ездит в Волынск, и там он взрослеет, мы видим его характер в развитии, и в развитии чувственном, что сложнее передать, но если уж получается, то сопереживание обеспечено. У Суслова получается.

Главным сюжетным стержнем является любовь Григория к Марианне. Как мы переживаем за героя, как хотим, чтобы всё у него получилось! Чувству этому отдано много места, но эти описания не исключают и других обстоятельств жизни Хлыстова, они вплетаются в повествование, позволяют лучше нам его узнать. В нём свойства юности, эмоции, порывы вперемежку с застенчивостью. Герой показан в соприкосновении со взрослыми, здесь нельзя не сказать о пленительных разговорах той эпохи об искусстве, в котором каждый почти тогда разбирался, о Западе, о поэзии. Вообще, антураж времени выбран деликатно и правдиво, без идеологических перекосов, но с точными деталями. Весьма показательна история одноклассницы героя, написавшей письмо на BBC.

Суслов показывает Хлыстова не сусальным героем, он ищет себя, слушает что-то внутри, и не всегда это приводит его к правильным решениям. Это увеличивает объём образа, придаёт описываемым событиям большую значимость.

В повести целая вселенная персонажей. Ни одного из них автор не оставил без характера, без речевых характеристик. Запоминается мать Марианны, образ яркий, многозначный. Интересно отметить, что отношение к ней героя обуславливается его отношениями с её дочерью, то восторженными, то холодными, полными отчаяния.

В описании эпохи и Западной советской Украины автор следует правде, своим воспоминаниям, а не идеологическим догмам. Подчёркивается интернациональный характер жизни, русские, украинцы, поляки, венгры, все уживаются, все чувствуют себя одним, все рассуждают о судьбах мира и искусства без моноэтнической враждебности. Поляки описаны тонко, с их манерами, с лучшими качествами. Стилистически Суслов идёт по пути насыщенности эпитетами, изобретательного синтаксиса, эстетизации предложения как такового.

Отдельного разговора заслуживает то, как он строит сюжет. Он, конечно, знает все правила, все законы, но подчиняет их прихотливому замыслу. Сюжет развивается за самой жизнью, Суслов ничего не пропускает, повесть – это летопись жизни Григория Хлыстова, в ней великолепный тайминг, заставляющий нас жить с героем в реальном времени. Сюжет не вполне линеен, некоторые персонажи появляются ближе к концу, но это оправданно. Отсюда пленительная естественность этой прозы, её достоверность.

Суслов владеет словом. Он знает, как не перегрузить строку, но за счёт наречий, определений и эпитетов создать живую многомерную картину. Ему удаётся на малом объёме уместить плотность и событийную, и эмоциональную:

«Сразу же после уроков, как только прозвенел последний звонок, в класс ворвалась Мария Кирилловна. Она была похожа на сибирскую суровую метель и африканскую палящую бурю одновременно. Срывающимся в штопор голосом проорала:

– Адамова! Немедленно явись к директору!

И тут же, по-гадючьи ядовито, прошипела:

– Тебя там ждут, паршивая овца!

Адамова застыла, как перед удавом, не в силах сдвинуться с места.

– Не боись, прорвёмся! – подхватил Григорий Наденьку под локоть, кивнул своим ребятам – Андрею и Степану. – Пойдём, проводим!»

После повести помещены рассказы. В них больше ставки на стиль, чем на сюжет. В них искрится слово, фраза будто размягчается перед тем, как читатель её отведает. Но стиль для Суслова не панацея, он комментирует психологические нюансы в поведении героев.

Мне жаль, что Анатолий Суслов не так известен, как того заслуживает. Уверен, всё впереди. Как и у многих его героев.


МАКСИМ ЗАМШЕВ,

Главный редактор «Литературной газеты»,

Председатель МГО Союза писателей России,

Член Совета при Президенте РФ

по развитию гражданского общества

и правам человека,

Президент Академии поэзии

Тоска по нежности

Глава первая

1

Открылось небо. Лучи солнца раскинулись вширь, едва протиснувшись сквозь густую пелену цементной хляби. Засветились серые улочки уездного городка Забродово, сплошь покрытые налётом цементной пыли, порождённой ядовитым дыханием близлежащего цементного комбината. Зашевелилась, наводнилась, засуетилась в них жизнь. Юный Хлыстов в этот ранний час рвётся отсюда, бежит в большой город, в губернский центр Волынск, где в его мечтах во всю силу сияет чистое осеннее небо, грудь полнится свежим кислородом, а сердце хмелеет загулом.

Григорию Хлыстову скоро восемнадцать. Возраст закипания котла. Может и крышка слететь… Сегодня с утра Григорию откровенно не по себе. Всё вокруг раздражает: учебники, яичница, не выглаженная заранее рубашка. В груди горит, под ложечкой сосёт, по телу гуляет злая дрожь. Когда в конце концов стал собираться в школу, понял, что опоздал. Родители уже на работе, пасти его некому, решение не заставило себя ждать. Сунул в сумку вместо учебников и тетрадей три любимые книжки, блокнот для записей, авторучку и… был таков.

Звучит звонок далеко не первого урока, а юный гуляка, он же – ученик выпускного класса, славно мчит вдаль на междугороднем автобусе, позабыв и думать о школе, о своих обязанностях. Ему дышится всё вольнее и вольнее. Юный Хлыстов так регулярно и откровенно сачкует, что, даже к собственному изумлению, всё ещё остаётся отличником. Радует, что ни родителям, ни учителям от него многого не нужно – лишь бы не дерзил на уроках, получал бы свои отличные отметки и не завлекал одноклассников в дебри своих авантюр.


С этой книгой читают
«Азбука души» – четвёртая поэтическая книга Анатолия Суслова. В этой книге автор пытается окончательно избавиться от привычной ему логики науки и вознестись в прекрасное и возвышенное целое поэтического смысла и чувства. Он бросается в волны безрассудного, вслушивается в музыку неохватного, ищет мелодии и ритмы небесного в удивительном танце жизни земного.Азбука души являет себя, дарит себя тому, кто вглядывается, вслушивается, внюхивается, након
Автор, восходя по ступенькам предыдущих своих книг «Отражение» и «Иное», подошёл к границе и попытался заглянуть в загадочное Иное, в глубинную тьму и бездну… Новая книга – это попытка переступить через ужас неведомого и взойти на вершину страсти, чтобы оказаться в той точке, где встречаются в напряжении и равновесии небесное и земное, Инь и Ян, страсть и молитва… Оказалось, что в этой встрече наполняются смыслом и музыкой самые большие слова, и
Исцеление человеческой души, израненной вопросами бытия и невзгодами быта, искренний разговор на языке поэзии о природе мира и любви, внимание вечной музыки жизни – все это и многое другое в пятой книге Анатолия Суслова «Обретение пения».Эта книга – новая ступенька автора туда, где вечно обновляется, воскрешается мир высоких ценностей: красоты, музыки, поэзии. Это мир экстатического приятия природы – земной и неземной, любимой и не очень. Здесь л
История о взаимоотношениях с окружающим миром талантливого мальчика, страстно увлеченного литературой. Ситуация, в которую он попал, оказала сильное влияние на его характер, всю дальнейшую жизнь и судьбу.
Эта книга обязательна к прочтению всем любителям экзистенциальной литературы Альбера Камю, Франца Кафки, Жан-Поль Сартра, а также таких менее известных авторов, как Осаму Дадзай и Жорж Перек. Вместив в себя также элементы нео-нуара и черной комедии, она полностью повторяет тот депрессивный, удушающий стиль без ухода в подражание.
(français) cet article présente une idée d'importance mondiale pour l'astronautique. Ici, la structure complète du développement de l'accélérateur de vapeur-plasma de la capsule anti-vide à la vitesse de la lumière sous la forme d'un Hyper saut dans l'espace et le temps possible. Et le prix du droit d'auteur est nommé.
Несколько юмористических историй из школьной жизни, которые публиковались в школьной газете "Большая перемена". Эта газета выходила почти десять лет в Калиновской средней школе. В ней публиковались материалы учеников и учителей. Газета пользовалась большой популярностью среди школьников.
He grew up during the time of two emperors who were people, and then became Gods. He taught rhetoric and philosophy, not martial art. He was preparing to rule Rome in civilian life, but he had to fight.MARCUS AURELIUS ANTONINUSThe emperor-philosopher, for a moment, thanks to him, the world was governed by the best and greatest man of his age.
Пищевая индустрия изобрела для себя массу средств: от простых уловок до сложных современных технологий. Все они помогают удешевить производство. продлить срок годности и сделать продукт приятным на вид и на ощупь, В результате магазинная еда выглядит красивой и долго хранится. Вот только мы. покупатели, понятия не имеем о том. как и за счет чего это достигается.Перед вами книга, автор которой сумела проникнуть во многие секреты пищевого производс
В центре повествования – история борьбы за сохранение человеческой памяти в мире, где технологии стирания воспоминаний становятся всё более совершенными. Группа хранителей архива во главе с Александром, Софией, Марком и Анной противостоит организациям, стремящимся манипулировать памятью людей ради своих целей.Сюжет разворачивается вокруг противостояния между защитниками памяти и их противниками, которые маскируют свои истинные намерения под «улуч
Рассказ о путешествии в одно из самых сложных для выживания мест – в джунгли Боливии. В место, где в нечеловеческих условиях нужно сделать человеческий выбор.