Галина Петракова - Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу, и как с этим справиться

Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу, и как с этим справиться
Название: Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу, и как с этим справиться
Автор:
Жанры: Саморазвитие / личностный рост | Клиническая психология | Состояния и явления психики
Серия: Top expert. Практичные книги для работы над собой
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу, и как с этим справиться"

Почитаю новости и потом целый день не могу сосредоточиться. Вроде бы все в порядке, я в безопасности, но эмоции зашкаливают. Тревога, боль, чувство вины. Почему это происходит?

Клинический психолог и ведущая программ по снижению стресса Галина Петракова объясняет: рассказы очевидцев, видео катастроф и сообщения о гибели людей воздействует на нас, хотя мы не являемся непосредственными участниками событий. Мы получаем травму свидетеля. Эта книга поможет понять, что с вами происходит, и научиться справляться с потоком эмоций.

В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Бесплатно читать онлайн Травма свидетеля. Почему мне плохо от того, что я вижу, и как с этим справиться


© Петракова Г., текст, 2022

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023

* * *

Введение

«Сейчас ты находишься здесь»

Было написано рядом с точкой в середине неровно проведенной линии. Один из моих клиентов, переживающий потерю, показал мне сложенный в несколько раз рисунок, который он носил в чехле телефона. Этот образ раз за разом помогал ему осознать, что болезненный опыт, который он проживает, не будет длиться вечно. «То, где я сейчас, – точка на линии. Быть в этой точке – иногда очень больно. Но меня поддерживает мысль: я двигаюсь по линии, а значит, все рано или поздно изменится…»

Термин «травма свидетеля» изначально использовали по отношению к узкому кругу людей – профессионалам и волонтерам, работающим с жертвами насилия и катастроф. Так называемая «первая линия помощи» – медики, социальные работники, пожарные и полицейские, сотрудники фондов и благотворительных организаций, психотерапевты. Эти профессии связаны с высочайшим уровнем стресса. Специалисты сталкиваются с необходимостью просматривать видео, фотографии или материалы о насильственных действиях или травматичных событиях. Они выслушивают, помогают, поддерживают. Многие из них изо дня в день сталкиваются с последствиями насилия, в том числе массового, и должны немедленно на них реагировать.

Не удивляйтесь, если написанное выше звучит знакомо. Многие из нас, не будучи ни специалистами первой линии, ни представителями помогающих профессий, оказываются вовлечены в эмоционально изматывающий круговорот событий. Получается, мы все так или иначе на «первой линии».

Мы все – свидетели.

Говорят, китайское происхождение часто цитируемой мудрости «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» сомнительно. Зато у англичан есть более точное саркастичное пожелание: «Чтоб вам жить в интересное время» (may you live in interesting times). Кажется, мы с вами живем в то самое интересное время. У нас практически неограниченный доступ к любой информации. Значит, свидетельства катастрофы или насилия так или иначе оказываются доступны очень многим – по сути, каждому, у кого есть телефон со всеми современными функциями. Рано или поздно в сети появляются фотографии и видео ужасных событий. Жертвы больше не молчат, а значит, и мы не можем оставаться равнодушными при столкновении с их опытом. Чем ценнее человеческая жизнь, свобода, самовыражение, тем травматичнее боль от их утраты. Или наблюдения за утратой.

Выходит, что все мы свидетели. И хотя феномен «травмы свидетеля» еще до конца не изучен, не признается некоторыми специалистами и, будем честны, не до конца определен – он необходим для описания нашего опыта жизни в мире тотальной неопределенности и турбулентности, невозможности долгосрочного планирования, постоянного столкновения с собственным и чужим непростым эмоциональным бэкграундом.

Я часто говорю клиентам: первый шаг к тому, чтобы с чем-то справиться, – дать этому название.

В книге мы определим, что с нами происходит, и попытаемся разобраться, что с этим делать, как взаимодействовать, какими инструментами регулировать.

Может показаться, что происходящее с нами – слишком уникально. Мы оказываемся в разных ситуациях с индивидуальными возможностями, опытом и представлениями о прекрасном. Это не совсем так. Весь мой профессиональный путь – пять лет работы в психиатрической больнице, ведение программ снижения стресса и самопринятия, годы частной практики, взаимодействие с людьми со всего земного шара с самыми разнообразными диагнозами и без них, оказавшимися в непохожих жизненных ситуациях, – говорит мне о том, что наши способы проживания непростого и даже травматичного эмоционального опыта очень похожи. Мы не одиноки в печалях, тревогах, сомнениях, катастрофических мыслях и самокритичных суждениях. А раз мы проживаем сложные эмоции очень похоже, то и механизмы их регуляции могут быть вполне универсальными. И это не магические способы привлечения правильной энергии, не марафон счастья и удачи. Это навыки, которым можно научиться. Как можно научиться танцевать сальсу или освоить новый стиль плавания.

Эта книга не заменит психотерапию и не даст волшебную таблетку от «всего плохого». Но она может стать неплохим помощником в турбулентный период, свидетелями и участниками которого мы оказались.


Итак, вы находитесь здесь…


Часть I

Что со мной происходит?

Глава 1

Основное определение

Найти верные слова для описания собственного опыта – значит понять, что с нами происходит, позволить мозгу осознать и осмыслить происходящее. Это базовый уровень, без которого не обходится никакая психотерапия. Поэтому мы с вами временно побудем занудами – разберемся в понятиях и терминах.

Травма

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам DSM-5[1] дает весьма узкое определение травмы. Чтобы мы могли так назвать событие, оно должно быть связано со смертью или угрозой смерти, серьезными телесными повреждениями, сексуальным насилием. В рамках этого определения даже очень стрессовые события, которые не повлекли угрозу жизни или физической целостности, не считаются травмой. Тяжелый развод не считается травмой. Внезапное увольнение с работы, переезд в другую страну, разрыв с любовью всей жизни – все эти безусловно стрессовые события не попадают под критерии травмы по DSM-5. Более того, чтобы нас окончательно добить, даже постепенно развивающиеся хронические смертельные заболевания вроде онкологии в терминальной стадии больше не квалифицируются как травма. Такие дела. Это очень отличается от того, как мы используем термин в повседневной жизни, правда?

Погодите, не спешите обвинять меня и DSM в обесценивании страданий, с которыми вы сталкиваетесь. Смысл столь узкого определения травмы прост и понятен. Этот термин напрямую связан с ПТСР – посттравматическим стрессовым расстройством (PTSD). Столь узкое понятие травмы используется, чтобы диагностировать именно его.

Человек может чувствовать себя невероятно плохо, переживая сложную ситуацию, но у него не сформируется расстройство с определенными симптомами.

Давайте пару слов о нем.

Посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР (Posttraumatic Stress Disorder/PTSD)

Итак, как мы поняли, одним из главных критериев ПТСР является проживание травматичного опыта: смерти или смертельной опасности, сексуального насилия, получения физических увечий. В каких обстоятельствах это может произойти? При прямом проживании события: это случилось непосредственно с вами. При непосредственном личном наблюдении за событием: это случилось с кем-то рядом. При известии о том, что событие произошло с вашим близким человеком: это единственный вариант, не включающий прямого наблюдения.


С этой книгой читают
Когда старые сценарии перестают работать, начинается кризис. И у человека появляется выбор: подняться на более высокий уровень отношений или загнать себя в еще более жесткие рамки.Александр Ройтман, клинический психолог и психотерапевт, предлагает пересмотреть привычные модели поведения и стать хозяином своей жизни. Он призывает не отстаивать правоту во что бы то ни стало, а ответить себе на важные вопросы.В какую игру вы играете? Раз за разом по
Единственное, что стоит на пути между вами и жизнью вашей мечты – это страх. Вы могли бы добиться головокружительной карьеры, но страх внушил вам, что вы этого не достойны. Вы могли бы построить идеальные отношения, но страх помешал вам просто завести разговор. Вы могли бы достичь успеха в любимом хобби, но боязнь провала оказалась сильнее. Айнур Зинутуллин, тренер по публичным выступлениям, телеведущий и тренер TEDx, считает, что страх – это илл
Более 100 горных экспедиций по всему миру. Более миллиона путешественников, для которых горы стали ближе и безопаснее благодаря созданной автором цифровой платформе Mountain Planet. Более 8300 метров над уровнем моря, с которых Сергей в одиночку спустил умирающего человека и спас ему жизнь.Сергей Кофанов – альпинист, проектный менеджер и бизнес-консультант, рассказывает, как опыт горных восхождений помогает вдохновлять людей и приводить их к верш
Психологи утверждают, что первое впечатление о незнакомце формируется за первые семь секунд. За это время вы можете получить хорошую должность, влюбить в себя собеседника или заключить сногсшибательную сделку. Все, что вам нужно, – уметь правильно заводить разговор. Это издание – компактное руководство к искусству SMALL TALK, простыми словами – легкой, непринужденной беседе с незнакомым человеком. Главная задача такого разговора – создать контакт
Это саммари – сокращенная версия книги «Метавнимание. Как сохранять продуктивность и удерживать фокус в цифровой реальности» Глории Марк. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.«То, куда ты направляешь свое внимание, определяет, кем ты становишься. Если сам не решаешь, какими мыслями и образами заполнять голову, это будут решать другие».Кто сказал эти слова? Похоже на Тони Роббинса или какого-нибудь коуча, обучающего цифровому детоксу.Но
Это саммари – сокращенная версия книги «Внутренняя инженерия. Путь к радости. Практическое руководство от йога» Садхгуру. Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.Что такое йога? Набор древних туманных откровений? Не слишком понятная, но несколько пугающая карма? Чакры, которые обязательно нужно «открывать» и «чистить»? Неестественные позы, благодаря которым будто бы ощущаешь необыкновенный прилив сил?Все это – образы из анекдотов и реклам
Почему я опять выгораю? И как люди, которые работают даже больше, чем я, сохраняют силы и энергию? Их секретная защита – эмоциональный интеллект. Мы знаем, что высокий уровень ЭИ помогает лучше понимать людей и себя. По мнению доктора Канди Винс, навыки ЭИ помогут стать более продуктивным и устойчивым к нагрузкам.В своей книге автор показывает, как:• определить, что делает вас уязвимыми к эмоциональному выгоранию;• управлять триггерами стресса и 
Наш темперамент тянет нас в определённом направлении: холерик склонен делать дела – ему трудно заботиться о людях; меланхолик склонен созерцать высокие идеи – ему трудно действовать; сангвиник склонен делиться своими чувствами – ему трудно доводить до конца свои проекты; флегматик склонен вырабатывать процессы и системы – ему трудно мечтать о высоком.Темперамент уравновешивается добродетелью: холерики, практикующие смирение, заботятся о людях; ме
Эта книга поможет тебе правильно ухаживать за своим телом. Средства по уходу, описанные здесь, доступны, а главное – полезны, + огромный раздел по окрашиванию волос и уходу за ними. Советы по укладке и стайлинговым средствам помогут тебе выглядеть так, будто ты только что из салона. Пусть моя книга станет для тебя незаменимым помощником.
Сколько людей – столько и мнений, историй, ситуаций, но все они очень жизненные. Прочитав книгу, возможно, вы узнаете себя в героях, но, как заявляет автор, это лишь совпадение. Восемь историй с незавершенным концом. Читателю предоставляется возможность самому закончить каждую, в меру своего опыта, амбиций, знаний…
Стихи автора за последние 15 лет. Всё, что пережито и воплощено в реальность. Весь спектр эмоций и чувств в стихах. Автор так и разделила их на 19 спектров, состоящих из разделов в книге. В них – сама жизнь. «В каждом мгновении жизни есть своя история и все имеет право на шанс для настоящей большой любви. Дать себе возможность любить – все, что необходимо для того, чтобы не очерстветь и сберечь свет души. И даже если тяжело – держись, ты найдешь
Чувственная, эмоциональная, местами даже откровенная романтическая повесть о судьбе двух влюблённых, сумевших, вопреки устоям своей страны, существующим бесчеловечным порядкам в обществе и смертельной опасности их жизням, родить в себе и сохранить высшее чувство. Время и место действия – овеянная легендами и мифами Атлантида, превращённая фантазией автора в жестокое и лицемерное матриархальное государство. События происходят накануне и во время г