Когда взрослеешь, начинаешь все чаще замечать сходство своего поведения с родительским. У меня вот, например, мама любит включать телевизор, даже если его не смотрит. Она может делать с моим братом уроки, а телевизор все будет продолжать разговаривать в соседней комнате. Так и я недавно заметила, что делаю точно так же! Без телевизора становиться как-то грустно и тихо, поэтому я всегда включаю первую попавшуюся передачу, создающую эффект человеческого присутствия, и иду делать свои дела. Уверена, если покопаться, у каждого найдутся подобные истории. Это, конечно, просто привычка, но часто из таких привычек складываются не только ежедневные рутины, но и целые жизненные программы. Называются они “семейные сценарии” – повторяющиеся из поколения в поколение формы поведения, взгляды на жизнь, взаимоотношения. Многие психологи говорят об этом явлении чаще всего в негативном аспекте, утверждают, что это не дает человеку идти по своему пути, мешает полноценно «сепарироваться» – то есть отделиться от своих родителей и начать жить свою собственную жизнь.
Интерес к психологическому анализу внутрисемейных отношений повлиял на создание работы «Три детства». Откуда такое название? Все просто: детство – важнейший этап формирования личности, когда влияние семьи особенно сильно. Ребенок неосознанно берет за основу поведенческие особенности старших родственником и перенимает их точку зрения до формирования собственного мнения. «Три» – потому что именно столько поколений необходимо для формирования семейного сценария, дальше он может развиться, видоизмениться или завершиться (по крайней мере, я не раз сталкивалась с такой версией). Допустим, существует семья, где на протяжении более сотни лет все ее члены так или иначе связывали себя с театральным искусством, но, начиная с 2000-х годов, сценарий скорректировался, теперь их «традиция» – это работа в кино. Или более радикальный пример: в семье потомственных инженеров появляется художник, тем самым прерывая сформировавшийся цикл.
Цель же данной книги – показать читателю многогранность каждого отдельно взятого случая. Семейный сценарий может иметь как позитивные стороны, становясь опорой или ресурсом в тех или иных ситуациях, так и свои риски и ограничения. Я хочу рассмотреть несколько семейных сценариев с обеих точек зрения и показать, что в каждом сюжете можно найти как полезные свойства, так и наоборот, «слабые места». Важно понимать, что в человеческой жизни практически невозможно деление на «черное» и «белое», а с точки зрения психологии – каждый пережитый нами опыт важен для формирования нашей личности и социализации. Как писал выдающийся американский психолог и психиатр Эрик Берн: «Повторяющиеся сценарии из поколения в поколение во многом определяют характер взаимоотношений человека с внешним миром и его социальное функционирование во всей дальнейшей жизни».
Работая над этой книгой, я провела опрос среди подростков и взрослых, чтобы узнать, что они думают о семейных сценариях и замечают ли их в своей жизни. Подавляющая часть ответила, что слышала о семейных сценариях, причем в большинстве случаев в негативном ключе. Семейные сценарии, о которых рассказали опрошенные, я и взяла за основу работы. Описанные сюжеты подчеркнуто бытовые и встречаются в жизни у многих, поэтому знакомство с материалом книги – отличная возможность заметить их и у себя в жизни, проанализировать и сделать собственный вывод, чем для вас являются семейные сценарии.
«Три детства» – это попытка помочь и взрослым, и подросткам понять себя и друг друга с учетом жизненного опыта опрошенных и использования системного мышления. Ведь так часто возникает недопонимание между родителями и детьми, потому что первые желают придерживаться уже выверенных стратегий и опыта предков, а вторые мечтают реализовать собственные цели. Хочется верить, что книга поможет вам по-новому взглянуть на себя и свою семью, а также поспособствует тому, что ваши дальнейшие решения будут приниматься более осознанно, с учетом того, что вы поймете про свои семейные сценарии.
Все имена заменены по просьбам опрошенных, совпадения случайны.
Стратегия достижения финансового благополучия: «Работать нужно много и тяжело, а если тебе не тяжело – значит, ты мало делаешь»
Каждый день маленькая Зиля видела, как родители приходили с работы поздно вечером, подогревали купленный заранее ужин, который ели в гробовой тишине, и почти моментально засыпали. Ни о каких сказках на ночь, играх и совместных просмотрах мультиков не могло идти и речи. Зиля с ранних лет понимала, быть взрослым – очень тяжело, и с нетерпением ждала выходных. Тогда родители по крайней мере оставались дома, хоть практически безвылазно сидели за компьютерами и стучали по клавишам. В перерывах они все жаловались на коллег, начальство, отсутствие сил, изредка вспоминая про Зилю, осторожно пробиравшуюся в кабинет и слушавшую взрослые разговоры, совершенно ей непонятные. Но вот так, сидя в окружении бумаг и шума от компьютеров, она чувствовала, что проводит время с семьей.
Став чуть постарше, Зиля начинала задавать вопросы, один из них: а зачем так много работать? Тем более на нелюбимой работе. Родители смотрели на нее снисходительно и, устало улыбаясь, объясняли, что деньги всегда достаются тяжело, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке» и что самой Зиле нужно как можно скорее усвоить этот важный жизненный урок. И вообще ей нужно идти делать уроки, потому что «школа – это ее работа». И «если у тебя есть время болтать, то лучше потратить его на дело».
«Делу – время, а потехе – час»…
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»…
«Терпение и труд все перетрут»…
Все эти поговорки сопровождали Зилю на протяжении всей жизни.
Когда Зиля повзрослела и пошла уже в среднюю школу, она начала точно так же много учиться, помимо этого профессионально занималась плаванием, ходила в музыкальную школу, каждый день встречалась или созванивалась по видеосвязи с репетиторами. Она просыпалась рано утром и только поздно вечером возвращалась домой. Сил хватало лишь на то, чтобы доделать домашнее задание и доползти до кровати. Зиля очень сильно уставала. Но ничего не могла с собой поделать – ей казалось, что только таким способом можно устроиться в будущем на хорошую работу.
Эта установка настолько крепко засела в ее голове, что Зиля продолжала жертвовать сном и отдыхом, подрывая здоровье, совсем забыла про личную жизнь и в конце концов учеба полностью ее поглотила. Целыми днями Зиля готовилась к выпускным экзаменам, а в свободное от подготовки время подрабатывала в кафе около дома. Ей казалось, что финансовую подушку нужно создавать уже сейчас, в 17 лет, ведь потом, как пугали ее родители, может случиться что угодно.