Введение
Вопросы безопасности клиентов при обращении за психологической помощью, вопросы безопасности терапевтов при работе с клиентами и вопросы взаимоотношений с законом и государством в работе психолога/психотерапевта являются необходимыми для осмысления с целью организации безопасного психотерапевтического пространства.
Французский социолог и философ Пьер Бурдьё в 2001 году в одной из своих лекций выдвинул идею об ангажированном ученом. С одной стороны, «ученый должен заниматься политикой, дабы политика не занималась им». С другой – влияние государства на научное сообщество равноценно влиянию научного сообщества на государство. Перекладывая эту идею на практику психолога, можно обозначить необходимость создания различных стандартов психологической помощи, специальных алгоритмов и протоколов, учитывающих права и безопасность как клиентов, так и терапевтов. Эта необходимость существует как на уровне профессионального сообщества, так и на уровне государства с осуществлением контроля за исполнением федеральных законов об охране здоровья граждан и иных нормативных актов.
Психологическая и психотерапевтическая практика – это сложная деятельность. Тонкая и деликатная в своей основе, т.к. в ней проявлена хрупкость жизни и личности клиента. Эта хрупкость существует не только в рамках кабинета психолога/психотерапевта, но и в правовом поле государства. Но в связи с отсутствием закона о психологической помощи, это поле иногда становится очень зыбким, с обилием рисков для всех сторон. Поэтому так важна опора не только на ясные границы психотерапии, но и на юридическую сторону процесса. В следующих главах книги мы постараемся совершить путь от общего к частному. От пространства отношений государства и человека до пространства, существующего и возникающего в процессе психотерапевтической работы.
Юридические аспекты психологической практики.
В этой главе мы коснемся юридического поля, в котором существует каждый человек, проживающий на территории конкретного государства. Мы рассмотрим с вами те законы, которые важно знать и понимать при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Федеральное законодательство
Гражданский кодекс РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Гражданский кодекс РФ Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина. Не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Уголовный кодекс РФ Статья 128.1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
Уголовный кодекс РФ Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни.
Уголовный кодекс РФ Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений.
Кодекс об административных правонарушениях Статья 5.61.1. Клевета.
Эти статьи являются важными в защите чести и достоинства как клиента, так и психолога/психотерапевта. Клиент может обвинить терапевта в распространении конфиденциальных данных, связанных с нарушением описания случаев, публикаций, участия в различных мероприятиях. А также, если эти данные ложные или порочат честь и достоинство клиента. В частности, при публикации клиентских случаев, результатов обследования, иных материалов, в которых клиент сможет идентифицировать себя.
Любой публикации, даже, если в ней скрыта информация о клиенте, по мнению специалиста, всегда предшествуют согласие и правила, определённые самим клиентом. Иными словами, именно клиент определяет правильность идентификации, а не терапевт.
В защите прав психолога действует абсолютно та же история. Обычно такие вопросы регулируются контрактом, этическими правилами. Но нередки случаи, когда клиент отыгрывает эмоциональную реакцию, возникшую в ходе терапевтического процесса в общественное пространство – социальные сети, блоги и пр., распространяясь молниеносно. Единственный способ защиты специалиста в этом вопросе становится защита чести и достоинства в суде. За последние годы мы можем наблюдать несколько судебных дел на этот счет. Примеры некоторых из них вы можете встретить в следующих главах книги.
Гражданский кодекс РФ Статья 151. Компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Речь может идти о преследовании терапевта клиентом, сталкинге, целенаправленном распространении клеветы или информации, порочащей честь, достоинство и профессиональную репутацию специалиста, а также ситуации нападения, порчи имущества, вымогательства и шантажа. В отношении защиты прав клиента список более обширен и тяжел. Он касается самого терапевтического процесса и отношений – это насилие, сексуализированное насилие, клевета, принуждение, физические и нравственные страдания, причиняемые психологом, оправдываемые процессом терапии, склонение к сексуальным отношениям используя уязвимое положение клиента, преследование, травматичные способы помощи, усугубившие состояние клиента, мошенничество и обман.
Такие нарушения разбираются не только этической комиссией, но и становятся поводом для юридической защиты интересов. Важно помнить, что при таких тяжелых нарушениях, обращение в этический комитет или комиссию, это только часть прав клиента и психолога. В подобных ситуациях действует комбинация действий по тяжести нарушения. Одно не может нивелировать другое. В России подобная практика только складывается, поэтому такие случаи звучат так оглушительно, становясь объектом внимания общественности.
С другой стороны, увеличение судебных процессов по этим вопросам говорит о двух вещах. Во-первых – это признание права клиента и психолога на цивилизованное разрешение тяжелых ситуаций по защите своих прав. Во-вторых – это постепенно улучшит качество оказываемой помощи, усилит ответственность со стороны специалистов.
Семейный кодекс РФ Статья 56. Право ребенка на защиту. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию.