Сергей Третьяк - Трудный путь к Победе

Трудный путь к Победе
Название: Трудный путь к Победе
Автор:
Жанры: Новейшая история | Военное дело | Документальная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2015
О чем книга "Трудный путь к Победе"

В популярной форме раскрыта история Белорусской стратегической наступательной операции 1944 г., военных кампаний советских и союзнических войск в Европе и на Дальнем Востоке в 1945 г., приведших к сокрушению нацистской Германии и милитаристской Японии и победному завершению Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Бесплатно читать онлайн Трудный путь к Победе


НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ

Институт истории


Издание подготовлено в рамках выполнения заданий подпрограммы 1 «История, духовная и материальная культура белорусского народа» Государственной комплексной программы научных исследований на 2011–2015 гг. «История, культура, общество и государство»

(научный руководитель – А. А. Коваленя)


Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор А. М. Литвин,

доктор исторических наук, профессор А. В. Шарков

От автора

Эта книга рождалась долго и трудно. Первоначальный её вариант увидел свет в 2004–2005 гг. в качестве цикла статей в журнале Вооружённых Сил Республики Беларусь «Армия». Статьи цикла «Долгий путь к Победе» были с интересом встречены военной и гражданской общественностью Беларуси и зарубежья. Автору в процессе преподавания истории Беларуси в высшей школе страны довелось лично убедиться в том, что материалы журнального цикла, рассчитанного в первую очередь на военного читателя, используются и студентами гражданских вузов в процессе учёбы.

К материалам, однажды уже увидевшим свет, всякий автор возвращается не раз и не два. Становятся известны новые факты. Уточняются оценки и выводы. Не стал исключением и журнальный цикл «Долгий путь к Победе».

У неискушённого читателя, увидевшего заглавие и заглянувшего в книгу, с неизбежностью возникнут вопросы: О каком таком долгом пути к Победе идёт речь, если рассмотрение событий начинается с весны-лета 1944 г.? Где же 1941, 1942, 1943 годы? Почему рассматривается и Дальневосточная кампания 1945 г.? Что здесь делают союзники? Почему автор сосредоточился исключительно на военных и политических аспектах?

Попробуем ответить. В настоящее время вновь активизировались, в том числе и с высоких трибун, попытки принизить роль Советского Союза в общей победе над фашизмом и даже вообще отрицать её. Традицией отечественной историографии и исторической публицистики в последние десятилетия стало сосредотачивать внимание главным образом на событиях первого и второго периодов Великой Отечественной войны. Сложилось расхожее мнение, что боевые действия Красной Армии после завершения коренного перелома в ходе войны превратились в военную прогулку, а в 1945 г. представляли собой чуть ли не парадный марш по Европе. Да, победные кампании 1944–1945 гг. стали возможны только потому, что мы выстояли и сломали хребет фашистскому зверю в 1941–1943 гг. Но несправедливо, говоря об армии Победы, оставлять именно армию Победы в исторической тени. А ведь её победные операции отнюдь не были парадным маршем. Только в боях за освобождение Польши пало больше советских бойцов, командиров и генералов, чем на земле Беларуси в 1941 и 1943–1944 гг.

Некоторые авторы искусственно отсекают Августовскую кампанию 1945 г. на Дальнем Востоке от Великой Отечественной войны. В отечественной историографической традиции она по праву считается завершающей кампанией не только Второй мировой, но и Великой Отечественной войны. Всячески принижая в публичных высказываниях роль СССР в победе над Японией, англо-американские военные специалисты именно кампанию советских войск на Дальнем Востоке в августе 1945 г. называют прообразом современной войны конца XX – начала XXI в.

Следует, на наш взгляд, обратить внимание на завершающий период Великой Отечественной и Второй мировой войн ещё и потому, что именно в 1944–1945 гг. задачи военной стратегии Советского Союза определялись необходимостью не только выиграть войну, но и в первую очередь выиграть мир. И это, надо признать, у советского политического и военного руководства в тех условиях получилось блестяще.

Важной особенностью кампаний 1944–1945 гг. стала не только взаимоувязка военных усилий СССР и его союзников по Антигитлеровской коалиции, но и непосредственное боевое взаимодействие Красной Армии с армиями стран-союзниц. Без показа военных планов и боевых операций последних картина будет неполной.

Первоначальный вариант работы писался для военного читателя, и это определило сюжет книги. Материалы по экономической и социальной истории СССР и Беларуси военного времени привлекаются там, где это необходимо, и в контексте истории военных действий и военного искусства. Популярная форма подачи материала заставила отказаться от ссылочного аппарата, что, однако, на наш взгляд, не снизило научности работы.

Очерк 1. Беларусь, 1944-й: операция «Багратион»

Операция «Багратион» вошла в историю Второй мировой как самая красивая, если подобный эпитет применим к слову «война». В ней гармонично сочетались замысел, размах, исполнение и конечный результат. Операция «Багратион» повлекла за собой обрушение всего немецкого Восточного фронта и привела Красную Армию на ту землю, с которой в сентябре 1939 г. началась нацистская агрессия в Европе…

1. Накануне

В результате боёв осени – зимы 1943/1944 гг. немецкие войска сумели создать и удержать в своих руках «Белорусский балкон» – огромный выступ Восточного фронта, обращённый своей вершиной на восток. «Балкон» закрывал советским войскам путь на Варшаву и Берлин. Он мог служить плацдармом для ударов во фланг советским войскам в случае их наступления на Прибалтику и Восточную Пруссию. Контрдействиями из «балкона» могло быть сорвано наступление Красной Армии на Львов и в Венгрию. Из Беларуси можно было совершать авиационные налёты на Москву. Хребтом обороны немецких войск, занимавших «Белорусский балкон», являлись семь мощных оборонительных районов линии «Днепр» – «крепостей»: Витебский, Оршанский, Могилёвский, Рогачёвский, Жлобинский, Бобруйский и Минский, опоясанные кольцевыми оборонительными обводами, включавшими в себя системы траншей, дотов и дзотов, артиллерийских позиций, полей минно-взрывных и инженерных заграждений, и способные вести длительную борьбу в окружении. Немецкие войска, имея возможность быстрого маневра силами по рокадным железным и шоссейным дорогам, сковали куда более значительные силы советских войск. Это прекрасно понимали в Главном командовании вермахта и Большом германском Генеральном штабе – недаром разработанный ими план возможных операций группы армий «Центр» в Беларуси получил кодовое имя «Фатерланд» – «Родина». Но это так же хорошо понимали и в Москве.

Беларусь – край труднопроходимых лесов и болот, многочисленных рек и озёр. Сеть железных и автомобильных дорог здесь менее развита, чем на юге и в центре России. Наступать же вдоль просёлочных дорог опасно, так как велика вероятность попасть в засаду. Природа будто специально создала Беларусь как оборонительный форпост, который может выдержать удар даже самой мощной наступающей армии, необходимо лишь грамотно организовать защиту существующих рубежей, иметь в запасе свежие резервы и знать о намерениях противника.


С этой книгой читают
Эта книга о шести годах из пятисотлетней истории русской водки, которые пришлись на годы правления в СССР М.С. Горбачева. Этот краткий отрезок был насыщен эпохальными событиями. Среди них введение в 1985 году «сухого закона». Считается, что именно он привел к народному бунту 1991 года, за которым последовали развал СССР, приход к власти Б.Н. Ельцина, создание мафиозной «семьи», а также был заложен фундамент сегодняшней умопомрачительной коррупции
Книга «Тайны русской водки. Эпоха Иосифа Сталина» не столько о гастрономических пристрастиях генералиссимуса, сколько о той части истории русской водки, которая пришлась на время его правления.При Сталине отменили сухой закон 1914 года и при нем сухой закон ввели в США, повторив русские ошибки. У американского народа алкоголь отняли, а в СССР его вернули. При Сталине потеряли легендарную водку «Смирнов» (в 1933 году она стала американской), зато
Книга посвящена судьбам наших соотечественников первой волны белой эмиграции из России, возникшей вследствие событий Первой мировой войны 1914–1918 годов, русских революций – Февральской и Октябрьской 1917 года и почти шестилетней Гражданской войны 1917–1923 годов, в которой погибло более 10 миллионов российских граждан. Первое советское правительство, так называемая ленинская гвардия, состоящее в большинстве из пришлых людей, инородцев, поделило
Исполнилось 20 лет одной из самых страшных трагедий в новейшей истории России. 20 лет назад был расстрелян «Белый дом»…За минувшие годы о кровавом октябре 1993-го написаны целые библиотеки. Жаркие споры об истоках и причинах трагедии не стихают до сих пор. До сих пор сводят счеты люди, стоявшие по разные стороны баррикад, – те, кто защищал «Белый дом», и те, кто его расстреливал. Вспоминают, проклинают, оправдываются, лукавят, говорят об одном, н
Кажется, у всех собравшихся в поместье Ричмондов есть своя тайна. Даже у Эммы, экономки, которая далеко не так проста, как может показаться на первый взгляд. Но хуже всего то, что среди гостей скрывается дерзкий вор, крадущий у знатных дам самые великолепные драгоценности. Разоблачить его из-за царящего вокруг сумбура будет вовсе не просто.Литературная обработка Н. Косаревой
Давным-давно три сильнейших темных мага создали собственный мир – Книгу Семи Дорог – и заключили в него свои эйдосы. Поселившись в новой реальности, маги получили абсолютную власть и неуязвимость. Однако, чтобы жить вечно, они должны периодически заманивать к себе семь добровольцев. Попавшие в книгу навсегда забывают прошлое и воспринимают любого встречного как врага. Именно на этот артефакт и сделал ставку Лигул. Мефодий, Дафна, Шилов, Чимоданов
Игра пузырьков-жемчужинок в игристом вине, собственно суть его игристости – перляж. При этом есть ещё и сосуд, именно от тончайшего строения его внутренней поверхности зависит поле образования perle. Каждый путешественник суть оригинальный сосуд, самонаполняющийся новизной и инициирующий перляж в виде резонирующего описания любым способом.
Немного грусти и немного юмора. Много фантазии и много… фантазии похожей на правду. И в этой книге совсем нет счастливых людей. Или есть…