Научные контексты исследований общественного мнения жителей Санкт-Петербурга в отношении трудовой этно-миграции
В работе осуществлен анализ социологического, социально-экономического, антропо-демографического, адаптационного интеграционного (этносоциологического), социального коммуникативного и пространственного семиотического исследовательских контекстов изучения общественного мнения жителей Санкт- Петербурга о трудовых этно-мигрантах.
В 2010–2011 гг. автором настоящей статьи было осуществлено исследование отношения жителей Санкт-Петербурга к такому широко распространенному феномену повседневной жизни, как этническая трудовая миграция. Объектом исследования стали три этнокластера представителей трудовых мигрантов, условно обозначенных как «среднеазитский» (представленный узбеками и таджиками), «кавказский» (представленный армянами и чеченцам), «восточно-европейский» (представленный украинцами и молдаванами). Анализ эмпирических данных по теме исследования был осуществлен, преимущественно, в рамках социально- коммуникативного контекста социологии миграций, а потому вне поля зрения остались другие не менее актуальные исследовательские контексты. Глобализация процессов трудовой миграции вызывала необходимость формирования новой междисциплинарной науки – миграциологии. В современной миграциологии1 разработаны антропо-демографический, адаптивно-интеграционный (этносоциологический), экономдемографический, пространственно-семиотический и др. теоретические подходы к анализу миграций в современном глобальном пространстве. Имеющийся в распоряжении современного исследователя научный задел, созданный в рамках социологии миграций в области изучения процессов трудовой этно-миграции можно типологизировать в соответствие с теми подходами, т.е. в рамках тех исследовательских контекстов, в которых тема трудовой миграции рассматривалась экономистами, этносоциологами, этнологами и этносемиотиками.
Цель настоящей работы – выявить целевые установки и уточнить выводы, к которым пришли исследователи процессов этно-трудовой миграции, работавшие с эмпирическими материалами по трудовым этно-миграциям с позиций других подходов, в других исследовательских контекстах: социологический и социо-коммуникативный; антропо-демографический, адаптивно-интеграционный (этносоциологический); экономико-демографический; пространственно-семиотический.
Социологический подход. Разделом современной миграциологии сегодня является социология миграций. Социология миграций разрабатывается как социологическая теория среднего уровня, которая изучается как на макросоциологической, так и микросоциологическом уровнях, а с 2006 г. стала учебной дисциплиной2. В классификации групп социологических теорий среднего уровня социология миграции относится к группе теорий специализированных социальных процессов. Социология миграции как отрасль социологического знания включает теоретико-методологический (частносоциологический) уровень, уровень эмпирических социологических исследований и социоинженерный уровень. Эти уровни отражают различные формы бытования предметного социологического знания: теорий, концепций, парадигм, конструктов, понятий, социальных фактов, рекомендаций, моделей, программами т.п. «Особенности методической стратегии социологии миграции базируются на совокупности методов сбора данных и анализа информации: различных видах опросов, анализе документов в сочетании с опросами экспертов и очевидцев, биографическом методе, методе Oral History (устной истории), этнографического описания и др.»3
В результате расширения процесса миграций в глобальном масштабе, социология миграций оформилась в относительно самостоятельную «отрасль социологического знания. Объектом социологии миграций является миграционный процесс как социальное взаимодействие населения, вовлеченного в социально- географическое перемещение, а предметом ‒ динамика изменений объективных и субъективных аспектов социальных отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего и нового социума. Современные социологические теории международной трудовой этномиграции описывают механизм возникновения трудовых потоков, селективность процесса трудовой этномиграции, определенные закономерности поведения этнических трудовых мигрантов на месте пребывания, отражение процессов трудовой этно-миграции в сознании населения принимающей стороны и др.
Важным является то, что социологический подход является наиболее оптимальным в исследовании миграции населения, ибо он уникален целостным взглядом на проблему этнической трудовой миграции. Об этом свидетельствуют выходившие в России и за рубежом в течение последних десяти-пятнадцати лет работы, связанные с социологическим изучением феномена трудовой этно-миграции.
Социально-коммуникативный контекст исследования процессов трудовой миграции предполагает, прежде всего, изучение оценки этого процесса общественным мнением населения принимающей стороны. Согласно наблюдениям социологов, трудовая миграция – это сложный, многогранный, этно-окрашенный процесс, оказывающий решающее влияние на характер общественных отношений современного мирового сообщества, включая российской полиэтническое общество. Трудовая миграция создает напряжение в межэтнических отношениях4, которое проблематизирует общественное сознание5 и отражается общественным мнением.
На характер оценки процессов трудовой миграции влияет множество факторов, среди которых наиболее важными являются антропо-демографические, социально-исторические, экономические, политические и др. Анализ политический фактов очень важен, т.к. от него в прямой зависимости находится процесс управления социокультурной сферой жизни общества, т.е. той сферой жизни общества, где формируются ценности, интересы, духовные потребности, менталитет и массовой сознание.
В своём диссертационном исследовании, посвященном социально-философскому анализу проблемы взаимоотношения общественного мнения и власти, М.А. Галимова6, ссылаясь на работы М.П. Капустина, В. Ильина, С. Кара-Мурзы, А. Ковлера и других авторов,7 указала на то, что сегодня исследователей интересуют общие вопросы взаимодействия общественного мнения и власти. В отношении проблем трудовой этно-миграции российское общество пока остается долиберальным. Далее М.А. Галимова указывала, что, в силу того, как российское общество «находится в начале пути освоения либеральных ценностей, о формировании либерализма как устойчивой системы ценностей слоев населения говорить еще рано»8. В общественном сознании России имеют место ценности скорее «социального», а не экономического либерализма9, что накладывает отпечаток на отношение населения России к трудовым этно-мигрантам.