Глава 1. Мишка
Петя, по старой своей, давно укоренившейся привычке, сидел у незакрытого окна и читал газету. Не зря говорится, что привычка – вторая натура. Газеты он привык читать ежедневно. Привычку перенял у родителей, да и школьное воспитание, когда дважды в неделю устраивались политинформации, тоже оказало неизгладимое влияние.
Вообще, в классе политинформатором был назначен Сашка Рыбалов, но в 10-11 классах Сашка изменил свою тактику подготовки таких политических занятий. Первоначально он один готовился и дважды в неделю перед классом выступал, а последние два года он стал назначать докладчиков, чаще всего по два. Одному поручал вести обзор событий внутри страны, а другому международные события. Причем события можно было охватывать не только политические, но и экономические. В его графике всем находилось место для выступлений и мальчикам, и девочкам. Он за неделю назначал очередную пару выступающих, а потом лишь контролировал подготовку. Его такую методику проведения столь важного политического мероприятия одобрили даже на уровне партийной организации ГорОНО и предложили внедрить по всем школам города.
Но суть-то не в Сашке, а в том, что ещё от родителей Пётр научился и привык читать газеты. В семье это считалось нормой. Более того, вечерами, когда выпадала у всех свободная минутка, он с родителями на равных обсуждал политические события. В таких беседах принимала участие даже сестра, которая была младше Петра на два года.
В общем, это закрепилось в привычке Петра, что газеты он читал всегда, даже сейчас, вне дома, обдумывал материал и был глубоко погружён в себя.
По этой причине он не сразу услышал крик, доносящийся с улицы:
– Петя-я-я! Петька!!! Да ты что, спишь, что ли? Петька, ты дома? Выгляни в окно!
– Кажется, это голос Мишки Панарина!? – подумал Петя и высунулся в окно, сильно перегнувшись через подоконник.
– Ну, слава Богу, ты дома,– воскликнул Мишка, – я сейчас к тебе зайду.
Петя обрадовался визиту друга. Всё-таки он земляк, друг детства, одноклассник. С ним было столько много пережито, особенно последние годы, что Мишку, наравне с остальными ребятами, приехавшими издалека сюда, в этот незнакомый город, учиться в институте, он мог запросто считать не только друзьями, но даже братьями.
Вскоре, после школьного выпускного вечера он, Нифонтов Пётр, Панарин Мишка, Рыбалов Сашка, Конев Серёга и с ними всего одна девушка Дулина Света, их бывший и бессменный комсорг класса, вместе приехали в далёкий, незнакомый сибирский город, учиться в институте.
Ещё после десятого класса, летом, Петру попалась в книжном магазине толстая книга – справочник: «Все высшие учебные заведения СССР». В справочнике присутствовал не только перечень ВУЗов, там были подробно описаны все факультеты этих ВУЗов, специальности, которым на них обучают, правила поступления в эти учебные заведения, предметы, по которым предстояло сдавать вступительные экзамены, время их проведения и порядок зачисления абитуриентов.
Пётр быстро определился со своим выбором, а потом его книга-справочник прошла по рукам многих одноклассников, да и ребят из параллельных классов. А таких было много. Ведь в этот год выпускали последний выпуск одиннадцатиклассников и первый выпуск десятиклассников.
Из сверстников, кто выбрал учёбу в Сибири, все приехали и все, на удивление, успешно выдержали вступительные испытания.
Один институт, даже один факультет, выбрали Пётр и Мишка. Правда у Петра специальность была «Технология машиностроения», а у Мишки «Горные машины и комплексы». Конев поступил в тот же институт, только учиться на физика, а специальностью избрал радиофизику. Их уважаемый спортивный капитан класса, Рыбалов Александр, решил поступить в другой институт. Он пошел на новую перспективную специальность электронщика.
Единственная, приехавшая с ними девушка, решила учиться на врача. И поступить ей тоже удалось.
Пока все эти воспоминания пролетели в голове у Петра, в его дверь успел войти Мишка.
– Петя! Как хорошо, что я тебя застал, что ты дома оказался.
– Да, хорошо, наверное… Завтра или послезавтра мы уезжаем. Вам ведь тоже объявили, что всех первокурсников отправляют на сельхозработы. И ведь не факт, что мы с тобой окажемся в одном месте. Область большая!
– Да! Ты прав! Мы в одном месте не окажемся, это точно.
– А вам уже сказали, в какую деревню вас отправляют? Нам ещё нет. Да, в принципе, и разницы в этом нет никакой. Ведь у нас в группе, почти все приезжие издалека и местные деревни не знают. Куда отвезут – туда отвезут.
– Нет, Петя! Нам тоже ещё не сказали, куда отправляют. Но куда еду я, я знаю точно!
– Не понял!– насторожился товарищ, – как это понимать?
Петя! Я передумал учиться в институте и еду домой, завтра. Вот, у меня уже в кармане билет на поезд. Я побывал в Приемной комиссии, забрал свои документы, рассчитался полностью со своей общагой и пришел к тебе, чтобы перекантоваться в вашей комнате до утра. Не прогонишь?
– Нет, не прогоню, конечно! Только я не понял, как это ты передумал? Ты сдал экзамены, прошел собеседование, тебя приняли, зачислили в институт, даже номер группы твой известен тебе уже, так?
– Так!
– Ну, и в чем же, тогда дело? Может ты вляпался в какую-то нехорошую историю? Ты не стесняйся, скажи. Ты же не один, здесь друзья, мы тебе поможем!
– Нет такого, всё нормально!
– Тогда, может быть, тебя кто-то в общаге обижает, заставляет что-то делать, отбирает деньги?..
– Что ты, что ты! Я бы такому и сам головёнку открутил. Я же не у мамочки за пазухой вырос, а в нашем боевом городе, отпор любому дам!
– Ну, тогда что за причина? Может, ты ещё передумаешь и всё можно вернуть назад?
– Не знаю. Может быть, вернуть можно, только я не стану.
– Так в чём же причина? Ведь, она должна быть?!
– Да, должна. И есть! Петя, ты не волнуйся так и не переживай за меня. Я всё решил самостоятельно. А причина…
Вот смотри! Все пять лет учебы нам будут платить стипендию размером в тридцать рэ!
– Нет, не так. Сейчас все поступившие получают стипендию по результатам вступительных экзаменов. А потом в зависимости от того, как будешь учиться. Сдашь сессию на трояки или получишь двойку и пересдашь, фиг тебе, а не стипендия!
– Вот видишь! Тем более. Надо «пахать» как проклятому, чтобы получить тридцать рублей в месяц! И так пять лет. А я вернусь домой, устроюсь проходчиком на шахту и буду зарабатывать в месяц, сколько ты получишь за весь год! У нас же проходчики получают очень прилично. Это, даже когда они пробивают породу к угольному пласту, и то по 200-220 рублей ежемесячно. А когда уголёк идет, то по 320 – 350, а в хорошие месяцы и до четырехсот выходит! Да что я тебе рассказываю? Ты и сам это прекрасно знаешь. Так что, пока ты здесь будешь пять лет получать по тридцать рублей, я себе и квартиру получу от шахты, и машину куплю. Слышал? В Куйбышевской области начинают строить новый завод по производству легковых автомобилей. Завод по итальянской технологии и на базе итальянского «Фиата». Его хотят построить за пять лет. Так вот, как раз, ты закончишь учиться, приедешь домой родителей проведать, а я тебя встречу на новеньком автомобиле.