Александр Соломонович Михлин был настоящим профессионалом в своем деле, прекрасным юристом и ученым. Он являлся автором нескольких сотен научных работ, в том числе книг и учебников, на которых выросло несколько поколений специалистов в области юриспруденции.
Наше издательство с Александром Соломоновичем Михлиным связывали давние дружественные отношения. Было еще множество совместных творческих планов, которые, к сожалению, не удалось воплотить в жизнь по причине скоропостижной кончины этого выдающегося человека. Мы верим, что книги Александра Соломоновича будут еще долгое время помощниками в становлении настоящих профессионалов.
Это учебное пособие – один из последних трудов А.С. Михлина, который он завершил буквально накануне своей безвременной кончины. В данной книге Александр Соломонович обобщил свои знания в области уголовно-исполнительного права и в краткой форме изложил их так, чтобы каждый студент и практикующий юрист нашел в нем ответ на свой вопрос.
Юридический Дом «Юстицинформ»
Конституция Российской Федерации относит правовую регламентацию исполнения (отбывания) наказаний к исключительной компетенции Российской Федерации. В соответствии с Основным законом нашего государства в 1997 г. был принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который вступил в действие с 1 июля этого же года.
Новый Кодекс имеет существенные отличия от Исправительно-трудового кодекса РСФСР, который действовал с 1 июня 1971 г., т. е. более четверти века.
Прежде всего новый Закон регламентирует исполнение всех видов наказаний.
К моменту принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса в России действовал ряд законов об исполнении наказаний. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР регламентировал исполнение лишь двух наказаний – лишения свободы и исправительных работ. Кроме этого Кодекса действовали другие законы, например Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 июля 1984 г., регулировало исполнение наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в виде штрафа, увольнения от должности, возложения обязанности загладить причиненный вред, общественного порицания, конфискации имущества, а также лишения воинского или специального звания.
Наказание в виде направления в дисциплинарный батальон исполнялось на основе Положения о дисциплинарном батальоне в Вооруженных силах СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1983 г.
Исполнение наказания в виде смертной казни на законодательном уровне вообще не регламентировалось. Действовала лишь секретная инструкция – ведомственный нормативный акт. На ведомственном уровне был установлен также порядок исполнения условного осуждения и отсрочки исполнения приговора.
Такое многообразие законодательных и иных актов создавало определенные трудности в исполнении наказаний и других мер уголовно-правового воздействия, не говоря уже об отсутствии законодательной регламентации исполнения самого сурового наказания – смертной казни.
Новый Уголовный кодекс РФ 1996 г., введенный в действие с 1 января 1997 г., т. е. за полгода до введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, внес изменения в правовую регламентацию ряда наказаний, что вызвало необходимость иного регулирования их исполнения и предопределило содержание некоторых глав и статей Уголовно-исполнительного кодекса.
Принятие нового Уголовно-исполнительного кодекса – еще одно доказательство самостоятельности уголовно-исполнительного права как одной из отраслей науки российского права. Эта отрасль права регулирует общественные отношения в связи с исполнением и отбыванием наказания. Юридическое закрепление этой отрасли дано в п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации. Уголовно-исполнительное право имеет самостоятельный предмет правового регулирования, который включает деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания. Оно регламентирует также права и обязанности осужденных и иных лиц, прибывающих на территорию учреждений и органов, исполняющих наказание. У уголовно-исполнительного права есть свой метод правового регулирования – императивный, предполагающий правовое неравенство субъектов правоотношений – осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Вместе с тем уголовно-исполнительное право использует и другие методы – диспозитивный, поощрительный и др.
Введение в действие Уголовно-исполнительного кодекса расширило предмет уголовно-исполнительного права по сравнению с исправительно-трудовым, поскольку в нем регламентируется исполнение всех видов наказаний, а также контроль над условно осужденными.
Как и любая отрасль права, уголовно-исполнительное право формируется под влиянием соответствующей отрасли политики, на которую оказывает влияние целый ряд факторов. Среди них серьезную роль играют новые политические позиции в области прав человека, а также международные акты по правам человека, как обязательные для Российской Федерации, так и содержащие рекомендательные нормы. Создавая новые экономические отношения в обществе, государство не может не учитывать экономическое состояние общества, т. е. его возможности по финансированию уголовно-исполнительной системы. Все это влияет на уголовно-исполнительную политику.
Не последнюю роль играет и система ценностей общества. Нужды уголовно-исполнительной системы никак не могут быть признаны приоритетными. Вместе с тем определенное финансовое обеспечение необходимо и для системы исполнения наказаний, функционирование которой должно поддерживаться на приемлемом уровне.
Серьезное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывают состояние и динамика преступности. Чем больше совершается преступлений, тем более пристальное внимание общество обращает на нужды правоохранительных органов, в том числе на систему исполнения наказаний.
Рассматривая предмет уголовно-исполнительного права, отметим, что он зависит от предусмотренного в Уголовном кодексе перечня наказаний, который начал существенно изменяться еще во время действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.
В 1993 г. были упразднены такие наказания, как ссылка, высылка и направление в воспитательно-трудовой профилакторий, а также условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. Уголовный кодекс РФ отказался от наказаний в виде увольнения от должности, возложения обязанности загладить причиненный вред, общественного порицания. Увольнение от должности по сути своей является мерой не уголовного, а трудового права, тем более что это наказание не препятствовало поступлению на другую аналогичную должность. Возложение обязанности загладить причиненный вред нельзя рассматривать иначе как меру гражданского права, так как обязанность загладить причиненный вред лежит на каждом лице, причинившем такой вред, независимо от приговора суда. Наконец, общественное порицание вообще не воспринималось осужденными как наказание, вследствие отсутствия кары, и рассматривалось как освобождение от наказания. Поэтому названные меры уже давно не применялись на практике.