В начале 1990-х годов в жизни нашей страны были произведены кардинальные перемены. «Шоковым» способом был изменен сам тип общественно-экономического устройства. Плановая социально ориентированная экономика Советского Союза была разрушена и заменена иной моделью, ориентированной на формирование и рост частного производственного и торгового капитала путем предоставления широчайшей свободы предпринимательства. Все это привело к существенным, принципиальным изменениям банковской системы, торговли, внешнеэкономической деятельности. Соответственно было существенно обновлено и отечественное законодательство, прежде всего его отрасли, регулирующие экономико-хозяйственные отношения.
Развитие отношений собственности, банковской системы, сфер торговли и кредита, допуск к внешнеэкономической деятельности негосударственных организаций вызвали к жизни новые виды преступных посягательств. Очевидна была необходимость качественной правовой охраны экономики и предпринимательства, борьбы государства с конкретными негативными явлениями. В частности, отмечается повышенный интерес преступников к банковской системе России, являющейся механизмом аккумуляции и перераспределения денежных средств, в том числе иностранной валюты. С помощью банковских учреждений возможно проведение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, быстрая конвертация рублей в иностранную валюту с последующим выводом ее за рубеж, а кроме того, злоумышленников привлекают кредитные ресурсы банков, о чем свидетельствует распространенность попыток получения кредита путем предоставления подложных документов.
Также значительный интерес для криминальных элементов представляют бюджетные средства, выдаваемые в виде государственных целевых кредитов, например для развития той или иной отрасли экономики. Посягательства на кредитные средства банков имеют высокую степень общественной опасности, так как, во-первых, суммы незаконно полученных кредитов достигают десятков миллионов рублей>1, такие финансовые потери могут привести к серьезному подрыву экономического положения организаций и бюджетов различного уровня. Во-вторых, эти средства в дальнейшем могут быть использованы в преступных целях. Незаконное получение и нецелевое использование бюджетных кредитных средств причиняет ущерб не только государственному бюджету, но также и обществу и отдельным лицам: затрудняется финансирование важных социальных программ, увеличивается бюджетный дефицит, что, в свою очередь, приводит к росту внутреннего и внешнего долга>2.
Накопленный опыт стран с развитой рыночной экономикой позволяет сделать вывод о том, что успешные экономические реформы возможны только в условиях, когда государство обеспечит надежные гарантии некриминального их осуществления. Экономическая ситуация в России особенна тем, что значительная часть гражданско-правовых институтов практически не может нормально функционировать без уголовно-правового обеспечения. Это необходимо для становления цивилизованных, а не криминальных рыночных отношений, для развития частного бизнеса, предпринимательской этики, для предупреждения злоупотреблений экономической свободой, в конечном счете – для предотвращения социальных конфликтов.
Кредитно-банковская сфера является «кровеносной системой» общественного экономического организма, она управляет развитием денежных рынков, организует переток капитала из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и инвестиционную активность в различных отраслях производства>3, поэтому ее отлаженное действие под контролем государства создает условия для наиболее эффективного развития экономики страны.
Между тем в этой сфере сложились наиболее острые проблемы, характерные для всей российской экономики переходного периода: отставание законодательного процесса от реалий, складывавшихся в хозяйственных отношениях, несовершенство банковских технологий и структур обеспечения собственной безопасности кредитных организаций по сравнению с принятыми в мире стандартами, активное внедрение в данную сферу преступных элементов. По мнению специалистов, в 1990-х годах наибольший ущерб экономике России причинялся именно преступлениями в кредитно-банковской сфере>4. С 1991 по 2000 г. число зарегистрированных преступлений в этой области экономики выросло более чем в 45 раз>5. По данным Интерпола, доходы организованных преступных формирований от мероприятий в кредитно-финансовой, и в частности кредитно-банковской, сфере превышают доходы от всех прочих преступлений в сфере экономики и уступают только наркобизнесу и торговле оружием>6.
В интересах правовой охраны сферы кредитования в уголовное и административное законодательство России были включены соответствующие нормы. В Уголовном кодексе Российской Федерации это ст. 176, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное получение кредита, льготных условий кредитования, а также незаконное получение и нецелевое расходование государственного целевого кредита. Кодекс об административных правонарушениях содержит ст. 14.11, закрепившую норму об ответственности за получение кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии.
В 1997 г. было зарегистрировано 61 преступление, предусмотренное ст. 176 УК РФ (к сожалению, с 1997 по 1999 г. Главным информационным центром Министерства внутренних дел Российской Федерации учитывались данные о выявлении преступлений по ст. 176 УК РФ без выделения ч. 2 данной статьи). В 2007 г. было выявлено 423 преступления, предусмотренных ч. 1 ст. 176 УК РФ, и 87 преступлений, предусмотренных ч. 2 названной статьи. Ущерб от этих преступлений составил 982 917 тыс. руб. По данным Главного информационно-аналитического центра (ГИАЦ) МВД России, в последние годы наблюдается тенденция к некоторому снижению числа преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РФ (421 в 2011 г. и 321 в 2013 г., снижение на 24,6 %), однако отмечается прирост числа мошенничеств в сфере кредитования – около 33,9 %, что свидетельствует о сохранении активности преступных элементов, посягающих на кредитные средства различных собственников. По мнению специалистов, преступные посягательства в кредитно-финансовой сфере обладают одним из наиболее высоких уровней латентности>7. Не в последнюю очередь это связано с нежеланием кредитных организаций признавать недостаточную эффективность работы своих служб безопасности, в обязанности которых входит проверка благонадежности потенциальных клиентов. Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 187 УК РФ, за период 2009–2014 гг. выросло на 31,6 % (по данным ГИАЦ МВД России). С момента включения в Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 159.3 количество предусмотренных ею преступлений также имеет тенденцию к росту (в январе 2014 г. зарегистрировано 102 таких преступления, прирост к аналогичному периоду 2013 г. составил 1 %).