Предисловие к книге, или «Я старый педагогический волк и не знаю слов любви»
Эту фразу с некоторой грустью произнес на первом для меня курсе один преподаватель лет 50, который казался нам – 17-летним студентам – уже глубоким стариком.
Как замечательно он читал лекции по педагогике! Живые, добрые, с юмором. Кстати, он потом из университета ушел из-за того, что не имел ни ученой степени, ни ученого звания. Просто некогда ему было писать диссертацию, так как работал он и в школе, и в вузе.
Многие преподаватели с высокими научными «титулами» забылись, но его «педагогического волка» я забыть не в силах. Ведь главное в преподавателе – это его личность, тот пример, который остается с тобой потом на всю жизнь.
Поэтому так важно в студенческой жизни встретить достойных наставников!
Впрочем, студенческая жизнь многообразна. В ней находится место всему: и радости молодости, и жажде свершений, и тяге к знаниям, и потребности в самоутверждении, и подработкам, и дружеским вечеринкам.
Студенчество – особая пора, которая помнится потом всю жизнь.
Но в студенческом бытии есть место и забавным историям, и трагикомическим ситуациям, и тому реальному жизненному опыту, который может пригодиться в будущем.
Пусть же эта книга наполнит ваши сердца тихой радостью, заставит улыбнуться и задуматься над таким ярким и незабываемым периодом, как студенческая жизнь!
Часть 1. Студенты шутят, или случай на экзамене. Реальные истории, приключившиеся с теми, кто сегодня грызет гранит науки
История первая. Когда не ведаешь, кто такие славянофилы…
Один вполне себе заслуженный профессор любил в хорошую погоду читать своим студентам лекции… на кладбище. Предпочитал Новодевичье. Там он, нежно переходя от одной могилы к другой, неспешно знакомил подрастающее поколение с выдающимися представителями отечественной культуры.
Иногда мне кажется, что наши гуманитарные предметы в вузе напоминают такое неспешное хождение по кладбищу. «Посмотрите, ребята, вот Пушкин, он умер, а вот это Гоголь – он тоже умер, а это Чайковский, он тоже…».
И студенты, вяло слушая все эти истории, перестают воспринимать, кто есть кто. Ну, подумаешь, какой-то там Толстой или Достоевский. Лично с ними ты незнаком, по телевизору у них интервью не берут, в интернете пишут редко. Поэтому те перлы, которые современные учащиеся высших учебных заведений выдают на экзаменах и зачетах, нужно просто записывать.
Одной из моих коллег сдавали зачет, кажется, по истории культуры. Она поинтересовалась у студентов, кто такие славянофилы и получила ошарашивающий ответ.
Оказалось, что это… люди… так сказать… нетрадиционной ориентации! Естественно, сексуальной.
Моя коллега сначала потеряла дар речи, но когда он к ней вернулся, студенты услышали выдающийся спич о том, что не каждому дано получить высшее образование.
История вторая. Кто же создал азбуку для восточных славян?
Как известно, «от сессии до сессии живут студенты весело». И дел у учащихся много. Поди все успей. А тут еще нужно грызть гранит науки.
Поэтому многие грызут его без должного усердия. Неэффективно.
Однажды такие горе-студенты пришли ко мне пересдавать зачет. Они переводились из другого вуза, вот и нужно им было ликвидировать разницу в дисциплинах. Мой предмет назывался «Русский язык и культура речи».
Пришли они на кафедру вечером, когда мне после насыщенного трудового дня уже и разговаривать ни с кем не хотелось. Однако общаться было нужно. Студенты меня уверили, что все знают и попросили задать им вопросы относительно сути предмета.
Я начала наш диалог и скоро поняла, что ничегошеньки мои собеседники не знают. Однако уходить просто так они не хотели, каждый раз предлагая мне придумать новый вопрос. Наша беседа превратилась в игру-угадайку. Наконец, спросила у них, кто создал азбуку для восточных славян.
Один молодой человек оживился: «Их двое было, мужчины».
«Точно, – ответила я, – двое, кто же это?»
«Минин и Пожарский», – с радостью выпалил мой собеседник.
Я с грустью подумала, что мне придется беседовать с молодыми людьми еще долго.
История третья. Самая лучшая шпаргалка, за которую и «пятерку» поставить не жалко
Эту историю из опыта своей педагогической деятельности любил рассказывать мой коллега – пожилой профессор, всю жизнь читающий в вузе литературу. Он вспоминал о том, как нашел у студента гениальную… шпаргалку!
Принимать ему пришлось экзамен по русской литературе первой половины XIX века. Знаете, наверное, это Жуковский, Пушкин, Грибоедов, Гоголь и иже с ними. Аудиторию составляли представительницы прекрасного пола, часть из которых решили запастись на время экзамена… дополнительными источниками знаний.
И вот наш профессор приходит на экзамен и достаточно быстро определяет тех студентов, которые пользуются шпаргалками.
Вытаскивает у очаровательной девушки скрученную бумажку, открывает и читает:
«Татьяна любит Онегина. Онегин любит Татьяну. Они любят друг друга».
Бедный профессор садится на стул и вдруг понимает, что это самое емкое и мудрое определение сути известного русского романа в стихах. Осознав это, мой коллега взял зачетку и поставил несчастной студентке «пятерку».
Окружающие и она сама смотрели на него с недоумением.
А я думаю, что за дело поставил…
История четвертая. Самый краткий ответ находчивого студента на экзамене по философии
Эту историю рассказала мне одна моя коллега. Она читала лекции по курсу философии, очень любила свой предмет, хорошо в нем разбиралась. Недаром закончила когда-то философский факультет МГУ.
Но студенты ей попадались разные. Были те, кто философию не то, чтобы любили, но стремились полюбить. А были и другие, которые не любили и не стремились…
Но экзамены сдавать приходилось всем.
И вот один из таких студентов однажды вытащил билет. А в нем вопрос: «Вклад Л. Н. Толстого в развитие русской философии».
Студент вздохнул, сел писать свой ответ, однако ничего не написал.
Пошел отвечать, набрал в грудь воздуха и начал:
– Великий писатель Лев Николаевич Толстой родился в глухой деревне. Всю жизнь ходил в одной рубахе и умер на железной дороге.
– Положив голову на рельсы, – съязвила моя коллега в ответ на затянувшуюся паузу.
Как вы понимаете, студенту не единожды пришлось блистать своими знаниями перед преподавателем философии. В итоге сдал он, кажется, с третьего или четвертого раза…
История пятая. Как М. В. Ломоносов в 5 век до нашей эры попал…
Когда эту фразу произнес первый студент, я улыбнулась и стала мягко намекать ему на ошибку. Студент не понял и с уверенностью повторил, что утверждает, что Ломоносов