Понятие информационной повестки сложилось практически одновременно с появлением средств массовой информации. СМИ транслируют особый взгляд на мир, а получатель информации, то есть читатель, зритель или слушатель, думает именно о том, что ему транслируют через СМИ и для него становится важным то, что в них обсуждают. В следствии этого происходит искажение реальности, транслируемой через СМИ. Специалисты, занимающиеся массовыми коммуникациями порой неосознанно модерируют новостные потоки, выводят определенные видеоряды и так далее, чем нарушают принцип журналистики – передавать информацию независимо и объективно.
В 1922 году американский писатель Уолтер Липпман выпустил свою книгу, которая называлась «Public opinion», что переводится с английского языка как «Общественное мнение»1. В этой книге он сформировал свою концепцию общества, смоделированной реальности, мнения общества, формирование социальной реальности и мотиваторов псевдосреды для человека. Кроме того, Уолтер Липман в своей книге «Общественное мнение» вводит понятие «стереотипов» и предлагает свод стереотипных концепций, при помощи которых можно управлять массовым сознанием при формировании информационно – политической повестки дня2.
С труда «Public Opinion» начинается концепция «agenda – setting». Это концепция формирования повестки дня. Первая глава книги Уолтера Липпмана называется «Внешний мир и его картина нашими глазами». В ней он утверждает, что средства массовой информации, являясь главным инструментом коммуникации между людьми и событиями, происходящими в мире, а следовательно средства массовой информации определяют, как в умах общественности отразятся эти события. Уолтер Липпман впервые сформулировал в литературе понятие концепции управления повесткой дня, не используя профессиональный термин «agenda – setting».
Многие ученые писали об этом явлении, давая некоторую рефлексию в том числе и на основополагающую работу Уолтера Липмана. Маршалл Маклюэн в своей книге «Понимание Медиа: внешние расширения человека» высказал суждение, что «С появлением телевидения зритель становится экраном»3. В 1964 году, когда телевидение и телефония приобретали массовый характер во всем мире и процессы глобализации набирали серьезные обороты Маршалл Маклюэн уже смог спрогнозировать, что технологии управления массовым сознанием через информационно – политическую повестку дня будут реализованы на новых электрических средствах коммуникации.
Так же, одно из ранних исследований (1968г.) принадлежит исследователям Максвеллу Маккомбсу и Дэвиду Шоу. Они проводили анализ повестки дня избирательных кампаний Президента США. Они выработали гипотезу «Установления повестки дня». В ходе проведения исследования они отметили корреляцию между результатами социологических опросов, проведенных в американском сообществе, а так же результатами контент-анализа, проведенного с целью получения информации о содержании информационных сюжетов. Таким образом, исследователи сделали вывод, что средства массовой информации выдают зрителю либо читателю обрезанную версию реальности, показанную с нужного ракурса. Исследователи М. Маккомбс и Д. Шоу стали исследовать не прямые, а косвенные результаты массовых коммуникаций. Они определили механизм повестки дня как «акт веры в суждения средств массовой информации», потому что когда СМИ актуализируют тематику, которую аудитория не способна проверить с помощью собственного эмпирического опыта —проявляется максимальный результат влияния на массовую аудиторию через установление повестки дня. Результатом их исследования стал вывод, что СМИ могут крайне эффективно вовлекать людей-получателей информации (например избирателей), если они никогда не сталкивались с этой проблематикой. Относительно хорошо знакомых людям вопросов эффект манипуляций средств массовой информации резко снижается, в связи с наличием эмпирического опыта у получателя информации. Человек, однажды получив через СМИ информацию о проблеме, с которой сам он никогда не сталкивался, будет помнить о том, что этот вопрос обозначен как острый, даже, если не будет помнить, откуда он получил данную информацию впервые.
Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь молодостью конституционного строя Российской Федерации. Система управления государства находится на стадии экспериментального развития. В связи с этим, многие сферы жизни общества, которые должно организовывать государство остается вне зоны деятельности профильных ведомств, а некоторые вопросы курируют сразу несколько министерств одновременно. Средства массовой коммуникации слабо контролируются, в связи с чем их развитие происходит сумбурно, а из-за нехватки методологических материалов, рекомендаций и инструкций, информационное поле является «нейтральной территорией» и не выполняет определенных задач. В медиа среде необходимы четкие правила функционирования системы, либо полное отсутствие правил. Контроль и цензурирование СМИ, по моему мнению, так же должен быть либо абсолютным (тотальным), либо должен отсутствовать вовсе. Пространство медиа должно развиваться в едином векторе и транслировать единые ценности, что бы достигать успеха в вопросе формирования информационно-политической повестки.