Проблемные аспекты манипулирования как психикой индивида в частности, так и массовым психическим сознанием в целом, представляют из себя существенную часть жизни общества, социального уклада общества, в т. ч. и в контексте управления обществом посредством манипулирования психическим сознанием масс. Подобные вопросы неоднократно поднимались на протяжении как наших исследований[1], так и исследований таких современных ученых, как проф. С. Г. Кара-Мурза, акад. Д. В. Ольшанский, акад. А. А. Зиновьев, проф. А. П. Назаретян, проф. Г. В. Грачев, проф. Г. С. Мельник, проф. В. Г. Крысько, проф. Г. Г. Почепцов и др., а также исследований прошлого века (профессора Ж. Тард, Г. Лебон, З. Фрейд, В. М. Бехтерев, С. Московичи, Э. Канетти, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, В. Райх, Г. Шиллер и др.). Отдельно отметим научно-теоретические и прикладные исследования академика В. М. Кандыбы и его сына, доктора медицинских и доктора психологических наук профессора Д. В. Кандыбы.
Тем не менее, несмотря на как будто и подробный анализ подобной проблематики в трудах вышеперечисленных ученых и четырех предыдущих книгах автора по теме манипуляций, эта тема не только до сих пор не исчерпана, и, по всей видимости, безгранична, как безгранична сама психика, изучение которой еще далеко не закончено, несмотря на труды таких ученых, как Зигмунд и Анна Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, К. Ясперс, Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев, В. М. и Д. В. Кандыба, П. Я. Гальперин, У. Джеймс, П. Жане, А. Н. Леонтьев, К. Лоренц, А. Маслоу, А. Р. Лурия, Г. Олпорт, К. Роджерс, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Вундт, П. Б. Ганнушкин, и многих др.
Также, на наш взгляд, необходимо особенно отметить труды такого ученого в области кинообразования и медиапедагогики, как доктор педагогических наук, профессор А. В. Федоров[2], более 20 лет руководящий ведущей в нашей стране научной школой в области медиаобразования, а также обратить внимание на ученых, известных своими работами по исследованию влияния масс-медиа (средств массовой коммуникации) на психику индивида и масс (Ю. Н. Усов, С. Н. Пензин, В. П. Демин, О. А. Баранов, И. В. Челышева, А. В. Шариков, Р. В. Сальный, Н. П. Рыжих, Г. А. Поличко, Е. А. Столбникова, А. А. Новикова, И. А. Каруна, Е. В. Мурюкина, Н. Б. Кириллова, В. И. Быков, А. В. Спичкин и многие-многие другие)[3].
Данной работой мы надеемся подняться еще на одну ступеньку в понимании такого сложного механизма психического воздействия, как манипулирование. Манипулирование психическим сознанием как индивида, так и масс посредством прежде всего воздействия на подсознание. Ибо, как известно, именно бессознательное психики индивида (как и индивидов, объединенных в массы) представляет собой тот особый пласт психики, в котором формируются паттерны, которые в последующем достаточно успешно влияют на поведение индивида и масс, фактически управляя подобным поведением (моделируя его), а значит, следует говорить и о том, что как раз в подсознании формируются те устойчивые механизмы психики (паттерны), которые программируют последующее поведение индивида, его мысли, поступки, действия (служат возникновению мыслей, влияющих в последующем на совершение таким индивидом поступков и проч.). Именно в подсознании закладываются своего рода основы, интерпретацию воздействия которых мы находим в совершаемых индивидом поступках, и вообще, как первооснову, в возникновении у индивида мыслей определенной направленности.
При этом следует обратить особое внимание, что в подсознание закладывается любая информация, которая в процессе жизнедеятельности человека не только попадала в спектр его внимания (т. е. с разной долей критичности оценивалась сознанием), но откладывается и вообще любая информация, которая проходила мимо индивида, и по сути, даже если она не могла, как казалось индивиду, попасть в сектор действия его сознания. Да это и действительно так, потому как для того, чтобы какой-либо информации отложиться в психике индивида, ей совсем необязательно (а то и вообще не нужно) быть оцененной посредством сознания. Сознание в этом случае может даже сыграть весьма отрицательную роль, потому что, например, такая структура психики, как цензура (Сверх-Я, или Идеал-Я), не пропускает всю информация из внешнего мира в сознание. Поэтому часть информации (зачастую большая часть) попадает в психику, минуя сознание, посредством правила, открытого еще более столетия назад Зигмундом Фрейдом, что если какая-то информация миновала цензуру психики, будучи ею, например, отвергнута, она попадает сразу в подсознание, или бессознательное психики. Именно бессознательное, по мнению Фрейда и многих ведущих ученых в области изучения психики, занимает ключевое значение в психике индивида и фактически влияет на его последующее поведения в частности и адаптацию в обществе в целом.
Ответ на вопрос: «каким образом информация из внешнего мира может быть отвергнута сознанием?» – мы более подробно рассмотрим в соответствующем разделе нашего исследования[4]. Сейчас же сфокусируем наше внимание на предметной основе такого несомненно важного факта, как откладывание любой информации из внешнего мира, информации, в спектре действия которой находится индивид в его внутренний мир, в бессознательное его психики; чтобы после – оказывать свое, порой результирующее воздействие на специфические особенности образования у него тех или иных мыслей, а значит, как следствие, оказывающее влияние и на характер поступков такого индивида. Причем, учитывая такую особенность, что почти все индивиды в процессе социализации участвуют в тех или иных массообразованиях (т. е. тем или иным образом объединяются в массы), можно говорить также и о том, что таким образом (воздействием на подсознание) программируется поведение масс. А это, в свою очередь, становится возможным посредством закладывания в их подсознание тех паттернов поведения (устойчивых механизмов), которые приводят в последующем к совершенно запланированному выполнению заложенного ранее алгоритма действия, простирающегося от реагирования на какую-либо ситуацию в процессе межличностного общения до стереотипизации общества в целом. Что, с одной стороны, весьма и весьма опасно, а с другой – сплошь и рядом становится возможным с развитием (и совершенствованием) коммуникаций в обществе, с ростом глобализации.