© Полина Боттичелли, 2024
ISBN 978-5-0064-1984-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Один из необходимых эмоциональных навыков, без которого немыслимо психологическое здоровье – это навык переживания потери, которому дети учатся с самых ранних лет жизни.
Дети естественным образом оплакивают потерю игрушки, возможности пойти погулять, потерю ожидания съесть мороженое или потерю планов на выходные из-за дождя. Задача взрослых при этом – помочь ребёнку прожить эти чувства: проявить сочувствие, обнять и утешить малыша, для которого такая мелочь переживается действительно болезненно, ведь более крупных планов или предметов собственности у него пока нет.
К сожалению, многие родители не знают о важности грусти и переживания утраты как необходимого условия для способности справляться с жизнью. Они могут обесценивать чувства ребёнка. Вот некоторые фразы, которые являются обычным делом, и при этом мешают нормальному переживанию потери, и учат неправильным механизмам обращения с болью потери. Слева я написала сами фразы, а в скорбках то, как их слышит ребёнок, какие эмоциональные выводы делает:
– Не плачь (твоя реакция неправильная, хороший ребёнок реагировал бы иначе)
– Ну было бы из-за чего расстраиваться! (твоя реакция чрезмерная, а ты сам слишком ранимый)
– Ой, смотри, птичка! (скорее перестань это чувствовать и думать об этом, а то мне невыносимы твои слёзы)
Также родители могут создать у ребёнка привычку заедать чувства, всякий раз давая ему сладкое вместо эмоционального контакта, что может привести к проблемам со здоровьем и лишним весом. Или подсовывать ему мультик, создавая тенденцию отклекаться на гаджеты от чувств и самого себя.
На самом деле ребёнку важно найти понимание своих чувств в глазах другого человека и быть с ними не одному, а вместе со взрослым, так же может быть важно услышать легализацию чувств, Например:
– Это правда обидно, что не получится пойти гулять, и очень грустно. Иди, я тебя обниму. А гулять пойдём завтра, ладно?
Если родители по каким-то своим причинам не научили ребёнка правильно переживать маленькие потери (скорее всего сами не умели), то с большими потерями такому человеку справиться здоровым образом и без помощи специалиста будет просто невозможно. А самая большая потеря – это, как правило, смерть любимого человека.
Все, кто встретились однажды расстанутся. Этот факт к счастью не останавливает людей от того, чтобы привязываться друг к другу и наслаждаться близостью, хотя мысль о будущей разлуке так неприятна, что мы чаще всего не допускаем в наше сознание или поскорее гоним прочь. Расставание с дорогим сердцу человеком, особенно расставание навсегда, может быть одним из самых болезненных переживаний в жизни. Такова цена близости и любви – горе потери.
Важно проходить через это горе, не застревая в нём. Об этом я и хочу рассказать. В этой книге я буду прежде всего говорить о потере близкого человека в связи со смертью, хотя потеря отношений, работы, имущества, идентичности, благополучия, автономности, дееспособности, мечты и ожиданий – всё это тоже является утратой, и в таких случаях будут действовать не полностью идентичные, но похоже механизмы психики.
Иногда горю предшествует ожидание горя, например когда человек смертельно болен или отправился в место большой опасности. Такое ожидание зачастую эмоционально не легче, чем само переживание утраты. Это важно понимать тем, кто ждёт мужчин с фронта или ухаживает за умирающим.
Для начала рассмотрим, как протекает острое горе без осложнений.
Выделяют пять стадий горя, первая и последняя из которых всегда остаются на своём месте, остальные же могут проходить в любом порядке, чередуясь и/или повторяясь. Всё это является нормой.
В начале человек всегда испытывает шок и отрицание: «Нет, этого не может быть, здесь какая-то ошибка!»
После признания или распознавания потери вперемешку будут переживаться:
– гнев и обида
– вина и навязчивости (торг)
– депрессия и скорбь
Последней фазой всегда наступает принятие, когда реорганизация внутреннего и внешнего мира человека завершается.
Когда горе прошло без осложнений, оно не становится психологической травмой, а превращается в лёгкую светлую грусть, на фоне которой различимо ощущается благодарность и любовь.
В других случаях горе наносит травму, и может приводить к тяжёлым психологическим последствиям, например клинической депрессии. Давайте рассмотрим эти случаи.
Стадия отрицания может стать проблемной, то есть человек застрянет в ней, если он не признает или не распознает потерю. Это может происходить, если близкий пропал без вести, если утеряна связь и нет информации о человеке. В таком случае психике легче продолжать верить в то, что объект привязанности жив, он в порядке и однажды вернётся. К сожалению, такая надежда обходится дорого: человек будет переживать постоянную тревогу и неопределённость, ведь отделаться от ощущения, что возвращение может так и не произойти, тоже нельзя.
Также застревание в отрицании возможно когда человек не имеет сил и возможности горевать. Ребёнок, утративший родителя и при этом не имеющий достаточной социальной поддержки, может фантазировать, например, что папа отправился в дальние края, или просто стараться не думать об этом, заморозить и вытеснить всё горе в глубь психики. Так поступает психика, чтобы защититься от непереносимых чувств.
Взрослый может пытаться реанимировать уже абсолютно мёртвое тело, не признавая смерть. В худших случаях человек может впасть в психоз, воссоздавая образ любимого в виде галлюцинаций или считая, что его дух вселился в другого человека. Отрицание является примитивной психологической защитой, и если человек прибегает к такой защите долгое время, его внутренняя реальность не соответствует внешней, а это чревато самыми дурными последствиями. Причины застревания на стадии отрицания могут быть различными и требуют исследования.