В КАНУН Нового года и Рождества обязательно происходят самые невероятные и чудесные истории. Не верите? Тогда послушайте одну из них. Случилась эта история во второй половине декабря, когда все: дети, их мамы и папы, а также мамы и папы мам и пап детей – с нетерпением ждали появления…
Впрочем, давайте заглянем в одно из окон во-о-он той многоэтажки, возле которого как раз стоит девочка Ксюша со своим младшим братом Андрюшей. А на подоконнике, возле горшочка с колючим кактусом, сидит, повиливая хвостом, их любимица такса Абба. Такую необычную кличку ей дала мама Ксюши и Андрюши, обожавшая слушать песни в исполнении шведского квартета с таким названием, весьма популярного в дни её юности. Дети смотрят в чуть подёрнутое лёгким морозным узором окно на сугробы и пышные сверкающие наряды деревьев, а собака с любопытством следит за беспорядочным кружением непонятно откуда взявшихся белых мух.
– Скоро к нам пожалует святой Николай, – задумчиво произнесла Ксюша. – Нам в школе рассказывали, что перед тем как спуститься с небес на землю, он устилает её снегом.
– Вот здорово! – обрадовался Андрюшка. – Подарки нам принесёт.
– Уж кто-кто, а ты, Андрюшенька, никакого подарка от чудотворца не получишь.
– Это ещё почему?
– Потому что он дарит их только послушным и воспитанным детям.
– Что же я такого ужасного натворил? – от волнения голос мальчика стал подрагивать, а щёки покрылись румянцем.
– А кто этим летом забросил в фонтан тёти-Галиного кота? – напомнила брату Ксюша.
– Я это… подумал, что в такой густой пушистой шубе ему очень жарко…
– Бедную тётю Галю чуть инфаркт не хватил. Не говоря уже о самом коте. А теперь вспомни, братец, кто в портфель своей соседке по парте паука-птицееда подложил?
– Но это же была шутка! – попытался возразить Андрюша.
– Ничего себе шутка! Девочка от страха чуть ли не под потолок взвилась, а училка глобус на пол уронила…
– Но ведь паук был ненастоящий. Это такая игрушка. У нас в классе никто его не боялся, одна только Ленка. Трусиха!
– А если б она так испугалась, что заикаться начала или глазом дёргать? – Ксюша часто-часто начала моргать то левым, то правым глазом, наглядно демонстрируя братцу печальный результат его глупой выходки.
– Можно подумать, я круглый год только и делал, что котов в воду бросал и девчонок пауками пугал, – в голосе мальчика зазвучала обида.
– Хочешь, могу напомнить тебе ещё ряд твоих «подвигов»? – сказала Ксюша, и её голубые глаза вспыхнули насмешливой улыбкой.
– Но я ведь и хорошие дела совершал! – стал защищаться Андрюша. – Папе обои помогал клеить…
– Ага, после того, как сам же забрызгал их какой-то дрянью их аэрозольного баллончика, – язвительно добавила сестра.
– Маме стирать помогал. А когда ты, Ксюха, с качелей грохнулась, кто тебе коленку йодом намазал?
– Тоже мне доброе дело нашёл! Да твой йод так щипал, что я орала, как сумасшедшая.
– Да, не повезло тебе с братом, – с обидой проговорил Андрюша. – Головорез какой-то, а не брат. Он любит топить котов, а девчонкам устраивает пытки йодом и зелёнкой.
– Да ладно, хватит тебе, – Ксюша залилась звонким смехом и в знак примирения попыталась обнять младшего брата за худенькие плечи, но тот, демонстративно насупившись, отошёл от обидчицы в сторону. – Андрюш, давай лучше помечтаем, что каждый из нас хотел бы получить в подарок от святого Николая. Я бы, например, хотела фотоаппарат. Чтобы маму с папой фотографировать, тебя, мою любимую учительницу Анну Григорьевну и весь наш класс. А ты?
– А я… – Андрей перестал, наконец, дуться. – Я очень хотел бы научиться кататься на коньках. Но у меня их нет. Вот если бы он подарил их… на праздник…
А такса Абба, растянувшись во всю длину подоконника, ничего не сказала. Она лишь подумала: «Как жаль, что святой Николай вручает подарки только послушным и воспитанным детям, а вот послушные и воспитанные собаки почему-то остаются без них».
В детскую комнату заглянула мама. Она была в цветастом ситцевом переднике, отороченном кружевной тесьмой, который был надет поверх домашнего платья, и в такой же косынке.
– Что-то у вас тут подозрительно тихо, – недоверчиво улыбнулась она. – Ни криков, ни визгов, ни шума борьбы.
– Мы мечтаем, – призналась Ксюша.
– О чём, если не секрет?
– О том, что принесёт нам добрый святой Николай.
– А вам известно, что Николая празднуют дважды в году – 22 мая и 19 декабря? – спросила у детей мама. – Больше запоминается, конечно же, зимний праздник. Когда я была маленькой, моя бабушка разучила со мной песенку об этом добром седобородом чудотворце. Хотите, я вам её спою?
– Конечно, хотим!
Мама села за пианино и, подобрав мелодию, стала петь.
Песенка о святом Николае
По верёвочке витой
К нам спускается святой.
Вот так чудо из чудес —
Николай спешит с небес!
На нём риза золотая,
Над ним ангелы летают.
Он из дома в дом идёт
И гостинцы раздаёт:
Игрушки, книжки, сладости
Для ребячьей радости.
А лентяев и проказников
Не зовёт на свой он праздник.
Последние две строчки этой песенки мама, видимо, для пущей назидательности спела аж три раза подряд.
– Мам, а святой Николай к нам придёт? – робко поинтересовался Андрюша.
– Думаю, что обязательно придёт, причём не с пустыми руками. Но для этого каждому из вас нужно свои мечты и желания изложить в письме на имя чудотворца.
– Мамочка, а откуда пошёл обычай украшать на Новый год своё жилище елью или сосной? – спросила Ксюша.
– Историки утверждают, что от древних германцев. Встречая «перелом зимы» – астрономы этот день называют днём зимнего солнцестояния, потому что с этого момента день начинает прибывать – люди приносили в свои жилища хвойные ветки как символ пробуждающейся природы и вечной жизни.
– А нам учительница рассказывала, что в древности на Руси люди встречали Новый год весной, – сообщила Ксюша таким голосом, словно только что сделала выдающееся научное открытие.
– Врёшь ты всё, – перебил сестру Андрей. – Весной Женский день отмечают, а не Новый год.
– А вот и не вру! В дом заносили бочку с молодой вишней. Вскоре в тепле деревце зацветало, и люди водили вокруг него хороводы, а когда наступали тёплые дни, высаживали вишню в землю.
– Ой, заговорили вы меня совсем! – всплеснула руками мама. – А у меня в духовке… по бабушкиному рецепту…
– Что именно? – спросил Андрюша.
– Такое старинное праздничное блюдо, – заинтриговала детей мама и поспешила на кухню.
…А в это время ангел в белоснежном хитоне невесомо парил над таким же белоснежным городом. Вечерело, и окна многих домов засветились тёплым апельсиновым светом. Ангел подлетал то к одному окну, то к другому, то к третьему… Но двигало им отнюдь не праздное любопытство. Он считал детей, ведь приближался день чудотворца Николая, и каждому ребёнку, если он, конечно, в течение года был прилежным и послушным, полагался подарок. «Приплюсуем к числу детей, проживающих в центральной части города, – размышляло бестелесное крылатое существо, – тех, кто живёт в окраинных районах, в пригороде и вот в этом новом микрорайоне… Получается… Ох, как много получается! Теперь отнимем от общего количества самых ленивых и непослушных… Всё равно многовато. Где же нам столько гостинцев раздобыть? Одному чудотворцу известно…»