Владимир Федоров - В поисках оружия. Мемуары создателя первого автомата

В поисках оружия. Мемуары создателя первого автомата
Название: В поисках оружия. Мемуары создателя первого автомата
Автор:
Жанры: Военное дело / спецслужбы | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "В поисках оружия. Мемуары создателя первого автомата"

«ГЕНЕРАЛОВ У НАС МНОГО, А ФЕДОРОВ – ОДИН!» – эта фраза Сталина, произнесенная вождем в день 75-летия «отца автоматического оружия» В.Г. Федорова (1874—1966), полностью соответствует истине. Выдающийся конструктор-оружейник вошел в историю как создатель первого в мире автомата – оружия, ставшего поистине визитной карточкой XX века.

В своих эпохальных мемуарах генерал-майор Русской и генерал-лейтенант Советской армии, Герой Труда Владимир Георгиевич Федоров подробно рассказал не только о создании и боевом применении легендарного автомата Федорова образца 1916 года, оружия, давшего свой последний бой спустя четверть века – в «Зимней войне» с Финляндией в 1940 году – и предвосхитившего развитие подобных систем вооружения вплоть до наших дней, но и о своей деятельности во время Первой мировой – сложнейших переговорах в Великобритании, Франции, Японии, когда из-за «оружейного» и «снарядного» голода Российской империи пришлось закупать винтовки и боеприпасы по всему миру, Великом отступлении Русской армии и тяжелейших боях с германцами.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн В поисках оружия. Мемуары создателя первого автомата



Фотографии из экспозиции и фондов технического центра ОАО «Завод имени В.А. Дегтярева», переданные издательству «Яуза» (Москва) для подготовки переиздания книги В.Г. Федорова «В поисках оружия»



© Федоров В. Г., 2018

© ООО «Яуза-пресс», 2018

Война объявлена

Перед грозой

Был июль 1914 года… Мой отпуск оканчивался, и в конце месяца я возвращался в Петербург к месту службы.

С сожалением покидал я роскошные места степной полосы России по Самаро-Златоустовской железной дороге, где лечился в одной из кумысолечебниц недалеко от города Белебея. Как часто вспоминал я впоследствии о красотах природы этого дивного уголка нашей страны! Необозримая ширь полей, раскинутых на высоком плоскогорье, утопала в туманной дымке, сливаясь с горизонтом; желтеющие нивы чередовались с равнинами, далеко несущими аромат цветущего клевера; по лугам и ковыльным пастбищам медленно двигались стада пасущихся овец… Тишью и раздольем веяло от бесконечных степей.

Поезда были переполнены, как всегда и повсюду в России; еле-еле удалось получить билет и кое-как поместиться в вагоне.

По дороге купил свежие газеты. Они были полны известиями о событиях в Европе, об ультиматуме, который Австро-Венгрия предъявила Сербии. По правде говоря, все как-то привыкли к таким осложнениям и не верили в возможность близкой войны. Каждый надеялся, что все будет в конце концов улажено и мирный уклад жизни не нарушат кровавые события.

Не верил я в возможность войны и еще по одной причине. Только недавно, а именно в июне месяце, в Государственной думе было закончено рассмотрение большой военной программы. Предполагалось сильно повысить численность армии, сдать новые заказы на ружья и пулеметы, увеличить полевую, в особенности полевую тяжелую, артиллерию и фактически заново воссоздать осадную артиллерию. Предстояла также большая работа и по усилению крепостей. Все это могло быть осуществлено только к 1917 году.

Казалось бы, русская дипломатия приложит все меры к тому, чтобы оттянуть войну, пока не будет выполнена эта программа.

Было ясно: если разгорится война, то нам предстоит встретиться с весьма серьезным противником – Германией. Я хорошо знал эту страну, ее народ, армию, вооружение. Не раз приходилось бывать в различных германских городах, куда меня командировали в качестве работника Артиллерийского комитета и специалиста в области ручного огнестрельного и холодного оружия.

Помню, как-то в декабре 1913 года меня вызвали к начальнику Главного артиллерийского управления. Он сказал, что мне необходимо поехать с секретной целью за границу.

– Когда нужно ехать? – спрашиваю.

– Сегодня в семь часов, – послышался неожиданный для меня ответ.

– Какова будет цель поездки?

– Это вы узнаете подробно у офицера Генерального штаба, с которым встретитесь на вокзале, – сказал начальник, протягивая мне руку и показывая тем самым, что аудиенция окончена.

Оставалось лишь несколько часов, чтобы приобрести штатское платье, которого у меня не было, и устроить кое-какие неотложные дела на службе и дома. Эти несколько часов я провел в огромном напряжении, лихорадочно собираясь в дальний путь. Обвинять начальство в том, что оно слишком поздно указывает срок выезда, не приходилось. Это, конечно, входило в систему секретных командировок и способствовало сохранению в тайне всего дела.

Уже после первого звонка я вбежал с маленьким чемоданом на платформу. Меня действительно ожидал офицер разведки – невысокого роста человек, напоминающий лицом Наполеона. Он предупредил прежде всего о необходимости соблюдать чрезвычайную осторожность. Моя обязанность заключалась в том, чтобы опрашивать тех лиц, которых приведет ко мне в том или ином городе офицер разведки. Я не знал ни их фамилий, ни рода службы, ни их занятий. Обо всем этом должен был позаботиться уже мой спутник. Меня поражало его умение и, прямо скажу, талант вести тончайшую конспирацию. Он сообщил также о том, что за нами следует повсюду наша же контрразведка, что она следит за каждым нашим шагом и охраняет нас от попыток ареста и провокации. И не раз нам приходилось по тревожному сигналу неизвестных «телохранителей» быстро убираться восвояси.

Много интересных и опасных приключений пережил я вместе с этим офицером Генерального штаба. Как-то раз в одном из городов, куда нас занесла судьба, в приемной гостиницы, в которой мы остановились, была назначена встреча с одним нужным нам человеком. Ни он нас, ни мы его не знали в лицо. Этому человеку были лишь указаны место и час встречи да еще одна общая примета – он должен был обратиться к одному из сидящих в приемной, несколько похожему лицом на Наполеона. И действительно, в условленное время появился господин, который подошел к моему коллеге и сказал пароль. А затем этот человек был предоставлен в мое распоряжение, чтобы я выудил у него возможно больше ценных сведений.

Так, путем опроса разных лиц и сопоставления их рассказов и сведений, я получал довольно подробную картину новостей вооружения германской армии. Помимо этого, переезжая из одного города в другой, присматриваясь к окружающему, прислушиваясь, изучая, я хорошо ознакомился с обычаями этой страны, с господствующими в ее обществе идеями, с ее военной организацией.

Я воочию видел, как напряженно готовилось правительство Вильгельма II к предстоящей мировой схватке. В немецких военных кругах любили повторять изречение Мольтке: «Продолжительный мир – это мечта и даже не прекрасная мечта; война же есть существенный элемент божественной системы мира». Были также в большом ходу слова руководителя германской внешней политики фон Бюлова: «Наихудшая вещь в политической жизни – это апатия и душная атмосфера всеобщего спокойствия».

Буквально на глазах увеличивались численность кайзеровской армии, ее техническое оснащение, запас людей, обученных военному делу. Меня всегда поражали немецкая железная дисциплина, систематичность и пунктуальность, в которых воспитывались не только военные, но и гражданские люди.

Мне не раз приходилось видеть военные учения на большом плацу в городе Потсдаме. Настойчиво и неутомимо прививались германской пехоте быстрота, энергия и активность во всех движениях и действиях. Внимательно присматривался я к внешнему облику немецких офицеров и генералов. В большинстве своем это были люди высокие, стройные и подвижные; в них не было и следа той одутловатости, тяжеловесности и, главное, усталости, которые я с прискорбием встречал нередко среди лиц, занимавших высшие командные должности в русской армии.

Мы, работники Артиллерийского комитета, хорошо знали германские образцы вооружения и работу германских военных заводов. Мы высоко ценили известного немецкого изобретателя Маузера, системы которого были приняты на вооружение в семнадцати государствах, а один свод взятых им привилегий на свои изобретения составлял объемистый том. Несмотря на преклонный возраст, Маузер все еще продолжал упорно трудиться, и почти каждый год появлялись его различные работы в области усовершенствования оружия, а также и новейшие образцы автоматических винтовок и пистолетов.


С этой книгой читают
Настоящая книга посвящена забытому на полстолетия имени советского военного контрразведчика, сотрудника легендарного СМЕРШа генерал-майора Кравченко Николая Григорьевича, принимавшего активное участие в охране «Большой тройки» и операциях по обезвреживанию группы гитлеровских агентов-террористов, планировавших покушение на руководителей СССР, США и Великобритании.Физическое уничтожение нацистами первых лиц трех держав И. Сталина, Ф. Рузвельта и У
Победа в Великой Отечественной войне ковалась не только на фронтах. Она создавалась в тиши кабинетов, за столами переговоров. В переписке с союзниками по антигитлеровской коалиции, которые отнюдь не спешили помогать Советскому Союзу. Которых вполне устраивала ситуация, когда СССР и Германия взаимно ослабляют друг друга.Три года англичане «обещали» Сталину открытие Второго фронта в Европе – начали обещать почти сразу после нападения Гитлера, а в р
Бестселлер, книга-бомба, книга-сенсация от одного из популярнейших писателей-журналистов Америки – история USSS (United States Secret Service), Секретной службы США! Никогда прежде журналист не проникал за стену секретности, которая окружает Службу охраны Президента.После проведения эксклюзивных интервью с более чем сотней нынешних и бывших сотрудников Секретной службы Рональд Кесслер впервые пишет ее историю от лица лучших агентов, от лица прези
Александр Васильевич Суворов – один из величайших российских полководцев, выдающийся военный теоретик. Выиграл несколько десятков сражений, не потерпев ни одного поражения. Его вклад в мировое военное искусство невозможно переоценить. Его заслуга перед отечественной и мировой военной наукой заключается не только в триумфах на поле боя, но и в том огромном теоретическом наследии, которое он оставил. Взгляды Суворова на искусство ведения войны, его
В сборник вошли две повести и рассказы. Приключения, детективы, фантастика, сказки – всё это стало для автора не просто жанрами литературы. У него такая судьба, такая жизнь, в которой трудно отделить правду от выдумки. Детство, проведённое в военных городках, «чемоданная жизнь» с её постоянными переездами с тёплой Украины на Чукотку, в Сибирь и снова армия, студенчество с летними экспедициями в тайгу, хождения по монастырям и удовольствие от заня
Марине Клюквиной казалось, что она сходит с ума. На романтического влюбленного тип в старомодном плаще, который ее повсюду преследовал, никак не походил. Муж и полиция, куда она обратилась за помощью, были единодушны – ей пора сходить к психиатру. И только когда ограбили и убили владельцев наиболее ценных экспонатов антикварной выставки, в которой Марину угораздило принять участие, органы правопорядка серьезно отнеслись к ее заявлению. Но было сл
Эта книга является продолжением книг из серии «Уроки Кетумары и мастера Два», в которой повествуется о новых энергиях при переходе в 5, 6 расу человечества.
Я не могу сказать, почему именно ты это читаешь. Не могу объяснить, почему ты выбираешь то, что тебе не хочется. Ты сидишь в своем внутреннем мирке. Это время тебе хочется провести в одиночестве, отгородиться от внешнего мира холодной неприступной стеной. Больной никогда не признается, что он болен. Это игра, перерастающая в реальность. Это моя больная игра.…Но. Правда в том, что то, что мы так изрядно ищем, всегда находилось внутри нас. То, что