Эта книга посвящена временам года. О них написано, сказано и спето очень много, но у меня было неистребимое желание внести и свой вклад в современную лирическую прозу и пейзажную лирику.
Для кого эта книга? Для всех. Она будет полезна учителям начальных классов при изучении времен года, словесникам – на уроках по развитию речи и на факультативных занятиях. Помимо этого, её можно назвать книгой для семейного чтения.
Книга состоит из четырёх частей.
Первая – это пейзажные миниатюры, написанные в прозе. Их двенадцать, и каждая посвящена конкретному месяцу.
Вторая часть имеет двенадцать глав, в которых собраны и описаны интересные факты о зиме, весне, лете, бабьем лете и осени, а также уникальных явлениях, созданных природой. В них объединены художественное, публицистическое и аналитическое начала. Если вы чего-то не знали о временах года и природных феноменах, имеющим к ним прямое отношение, познакомившись со специально подобранным и художественно обработанным материалом о любопытных фактах, связанных с каждым из них, вы пополните свои знания и получите удовлетворение от прочитанного.
Третья – стихи из альбома «Пейзажные зарисовки», в которых поэтически описываются не только времена года, но и природные явления, а также чувства лирических героев, которые эмоционально неотделимы от природы. Есть и такие стихи, которые связаны с любовными переживаниями, ведь романтическому герою присуще доверять свои тайны природе.
Четвёртая часть – для детей младшего школьного возраста, написанная в занимательной форме. В ней – познавательно – развивающие рассказы, напоминающие по сюжетам и стилю изложения сказки. Дети узнают, как появились времена года, каковы особенности каждого из них, почему они рассорились между собой и стали нарушать отведенные им сроки правления природой…
Словом, я желаю вам не только приятного прочтения, но и эмоционального восприятия прочитанного.
С уважением, Лариса Печенежская.
По-видимому, частица детства все же осталась во мне, поскольку, думая о временах года, в моей памяти сразу же всплывает сказка «Двенадцать месяцев». Представляя их в своём воображении, именно я нахожусь в гостях у братьев-месяцев и сижу вместе с ними у костра, который языками пламени тянется ввысь, разбрасывая в морозном воздухе сотни шаловливых искорок.
– Какое время года ты любишь больше остальных? – спрашивает у меня, не пряча лукавого взгляда, шаловливый Март.
Меня этот вопрос ставит в тупик, а потому я задумчиво смотрю на огонь, пытаясь разобраться в своих мыслях и ощущениях, чтобы дать правдивый и искренний ответ, который от меня напряженно ждут все братья – месяцы. И главное в этот момент для меня – никого из них не обидеть: ведь в каждом месяце есть не только хорошее, но и дискомфортное.
Однако о нём в гостях неприлично говорить, поэтому я сосредоточилась на своих эмоциях, которые
вызывают у меня времена года. И вдруг осознала, что, кроме характерных для них признаков и цветовых гамм, у каждого своя мелодия, только ему присущие звуки, создающие уникальную музыку.
С наступлением весны в природе разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла. Симфония пробуждения звучит повсюду. Тон задают своим еле уловимым весенним дыханием оживающие от зимнего сна леса, которым подпевают бурлящие по проталинам ручейки. Они заливисто смеются, ударяясь о камушки и льдинки. Под их веселый напев начинают набухать почки на деревьях, наполняя воздух запахами весны.
В городах ото всюду слышится задорная капель, довольно робкая вначале, но с каждым днём набирающая силу, журчат, переговариваясь между собой, бойкие ручьи. И вот уже слух услаждает их звонкое многоголосье прелюдии музыкального произведения, которое пишет весна.
Под эту музыку апреля, в которой воплощается весеннее настроение, начинают весело чирикать воробьи, прославляя теплые лучи яркого солнышка; малыши с радостным визгом прыгают в лужи; маленький щенок задорно тявкает на довольную кошку, пробежавшую мимо, чтобы найти местечко, где можно погреться в лучах долгожданного солнышка.
Каждый миг наполнен множеством прекрасных звуков, которые соединяясь, превращаются в совокупности в прекрасную мелодию весны.
Особенно восхитительна она с наступлением утра в весеннем лесу, когда с первыми проблесками солнечных лучей просыпаются птицы, восторженно славя новый день.
Голоса пташек, возвратившихся домой после зимовки в городе, звучат наперебой, то сливаясь, то перекликаясь друг с другом. Крылатые жители леса, вернувшиеся с теплых краёв, своим щебетом рассказывают всем вокруг, что пришла пора цветения, тепла и жизни.
Весенний лес наполняется самыми разными звуками, которые создают волшебную гармонию, рождающую в душе сказочное настроение.
Днём слух ловит постукивание дятла, которое с наступлением темноты сменяется уханьем совы и пронзительной трелью соловья. Из кустов доносятся радостные перепевы птиц, восторгающихся красавицей весной, пронизанной солнечным светом. В лесу слышен весёлый перезвон, который не нарушают никакие посторонние звуки, и кажется, что лес со своими пернатыми обитателями исполняет замечательную пьесу для оркестра Иоганна Моцарта, а стрекотание кузнечиков, шелест молодой листвы, покачивание в такт ветру ландышей, жужжание майских жуков в молодой изумрудной траве создают свою неповторимые вариации музыки весны.
Пение птичьего хора не прекращается до захода солнца. Но и вечерний лес весной наполнен своими особенными звуками: тонким писком комаров и красивыми трелями сверчков, которые слышны до самой ночи; из-под ветвей выбираются ежики, тихонечко шурша мягкими лапками по траве.
Первый весенний дождик в мае весело барабанит на подросших листьях. Деревья словно хлопают в ладоши, радуясь теплым капелькам с одетого в голубой шифон неба. Весенняя симфония завершается раскатами грома, предвещающего, что земля после долгого зимнего сна будет умыта и пропитана животворящей влагой.
Сменяя весну, приходит красное лето. Звуки становятся чуть тише и плавнее. Летом в лесу уже слышен слаженный хор разнообразных птичьих голосов.
У лета своя музыка, которую исполняет шелест листвы на деревьях. Под её напевы щебечут ласточки, курлычут голуби, пищат воробьи, каркают вороны, стрекочут сороки, стучит дятел на стволе дерева, кричат чайки над водоемами.
В репертуаре певчих пернатых трели и свисты, россыпи и щёлканья, пиньканья и раскаты. А вот мелкие представители складывают всё это в птичью мелодию. Среди них есть свои Шаляпины, а есть и те, кому не дано удивить красотой тембра своего голоса.