Рецензенты:
С.А. Шилина – доктор социологических наук, кандидат филологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»;
Г.А. Пискарёв – писатель, журналист, публицист, академик Академии российской литературы, лауреат премии Союза журналистов СССР.
КИСЕЛЁВУ Александру Георгиевичу – советскому и российскому писателю, ученому и педагогу, публицисту и журналисту, этнографу и краеведу, политологу и философу исполнилось 65 лет (род. 16 мая 1956 г. в хуторе Лопатино Мордовии). Доктор социологических наук, профессор, академик Академии литературы МСПС, академии РАЕ, академик МПА. Автор более 300 научных, учебно-методических и литературно-публицистических трудов. Лауреат федеральных конкурсов контрольно-надзорных органов, а также литературных и журналистских федеральных конкурсов патриотической журналистики. Международный эксперт, общественно-политический деятель. И это лишь часть большого перечня признания его заслуг.
Родившись в сельской местности, А.Г. Киселёв не мог стать иным человеком и жить лишь созерцая. Сельская труженица-мать зародила в сыне любовь к людям, жизни, земле. Это она вселила в него понимание того, что крестьянское дело, нелегкое и непростое, не только изнурительный труд, но и огромное мастерство. И это она, среди глуши лесной и озер не знавшая сна и покоя, разбудила в нем чувство прекрасного, способность понять и оценить красоту окружающего мира.
В своем творчестве (науке и литературе) А.Г. Киселёв, и как социолог, и как писатель пытается осмыслить и систематизировать накопленные впечатления о родном селе, крестьянском образе жизни, о философии тружеников земли. И эти попытки на этом поприще – попытки проверки гармонии алгеброй. Искренность души, доброжелательность, доверчивость, образный психологизм и воображение – поэтическая организация его внутреннего мира – позволили Александру Георгиевичу стать писателем и ученым особого порядка. Избранная им социология управления – наука, близкая к сокровенным чаяниям человека. И не случайно, наряду с монографиями и учебниками, писатель и профессор издает очерки, эссе и публицистику: «Пылающие горы», «Песня не знает границ», «В семье новой, вольной», «Тропинка к сердцу», «Сберечь свои корни», «Я с миром общаюсь по-русски» и др.
«Два чувства дивно близки нам.
В них обретаем сердцу пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам»…
Эти пронзительные строки А.С. Пушкина определили «по воле Бога самого» самосостоянье и самосознанье Александра Киселёва, определили место его в современной литературе, место художника, достойно отражающего в своих творениях величие внутреннего мира труженика Земли, убежденность в том, что забвенье истоков и собственных корней может стать решающей силой в чреде «спусковых механизмов», уничтожающих ту или иную цивилизацию. Ибо, как веще говорил академик Д.С. Лихачев: «Без культуры нет и цивилизации!»
Геннадий Пискарёв,
писатель, Лауреат премии Союза журналистов СССР, академик Академии российской литературы Союза писателей России
Когда прикасаешься душой к великому, тому, что составляет гордость и честь моей Родины, возникает трепетное ощущение сопричастности судьбе народа, чьи сыны прославляли Россию и на бранном поле, и на поэтическом, а также создавали мощь и могущество Отечества в качестве политических деятелей.
Рецензируемая мной книга А.Г. Киселёва – именно такая сопричастность судьбе. Казалось бы, так много сказано и о М.Ю. Лермонтове, и об А.С. Пушкине, и о героях Бородина, и о самодержцах российских, и о политических деятелях послереволюционного и постперестроечного времени. Но на самом деле есть ещё такое, о чем нужно (и можно) говорить и говорить. Говорить, чтобы знать правду и не забыть ее. Когда есть личное понимание судьбы великого человека, судьбы всей страны, возникает чеканная и в то же время окрашенная эмоциональными сопереживаниями публицистика, в которой слышится заинтересованный, страстный голос автора, передающего выстраданные, не раз продуманные и взвешенные мысли о людях, чьи имена навеки остались в истории России.
Александр Георгиевич Киселёв – писатель с распространенной и простой русской фамилией каких много – обладает своим, только ему свойственным стилем увлекательного рассказчика, благодаря которому у читателя возникает желание читать книгу, доверие ко всему, что написано в его книге. Очень важно, что публицист осознает свою ответственность перед настоящими и будущими поколениями и поэтому так бережно и чутко относится к выбору материала, к анализу исторических фактов, к их интерпретации.
Обратимся к первой части книги. В ней собраны очерки об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.А. Некрасове, В.В. Маяковском, С.А. Есенине. Писатель пытается в дни юбилеев великих поэтов выразить свои мысли (в новом сегодняшнем прочтении) об известных гениях, чтобы сквозь слепящую мглу еще чего-то неизведанного всмотреться в Свет далёких звезд: он идет миллионы километров до нас и светит нам, даже если звезд уже не существует. И имена поэтов, о которых пишет в своей книге А.Г. Киселёв (литературный псевдоним А. Александров), святы для каждого, говорящего и думающего по-русски. Они наши звёзды. Свет их поэзии ещё многие и многие века будет изливаться на нас, формируя нашу духовность и особую ментальность. И это ясно и отчетливо видится в книге А.Г. Киселёва, с особой проникновенностью пишущего о великих наших поэтах. «Велики великие» – это не просто игра слов в названии книги. Великий патриотизм. Великая Россия. Величие! – Иного не дано. Вот что определяло суть их вечных гениальных творений, кажущихся нерукотворными.
В очерках, представляющих собой то зарисовку, то эссе, то спич, нет голословных утверждений, есть высказывания, подтверждаемые главным – фактами. Лингвистический анализ позволяет делать открытия, которые из обычных биографий великих людей не всегда извлекаемы. А.Г. Киселёв тонким скальпелем литературоведа и лингвиста вскрывает суть замыслов художника слова, помогая читателю яснее и отчетливее понять произведения того или иного поэта, а также мировоззрение (что не менее важно в личности поэта, чем его творчество).
Поэты, о которых пишет автор, признаны и почитаемы, но все же, как мне представляется, необходимо снова и снова обращаться к их именам, чтобы за глянцем возвеличивания не затерялся человек, понятный и близкий своим читателям. Эту важную задачу и выполняют очерки А.Г. Киселёва, который своим особым, я бы сказала, «крестьянским» взглядом сельского труженика, почитателя российской деревни, ее быта и традиций зорко всматривается в привычные хрестоматийные строки и извлекает сведения, о которых не было ещё сказано никем до автора рецензируемой книги.