«Люблю жизнь такой, какая она есть. В своей жизни я играл разные роли: был и главным действующим лицом, бывал и скромным зрителем. Наверное, я счастливый человек, но, что касается счастья, у меня есть собственная теория. Я убежден, что Судьба, Бог, или называйте как угодно высшие силы, которые нами руководят, милостивы и благосклонны лишь к тем, кто по-настоящему любит жизнь и принимает ее такой, какая она есть, не предъявляя непомерных требований и претензий. Убедился на собственном опыте, что, если человек к чему-то очень стремится, он обязательно этого достигнет».
Не правда ли, какой силой убежденности, какой молодостью веет от этих слов? А между тем они написаны человеком, которому было тогда 86 лет! Имя его – АРТУР РУБИНШТЕЙН.
* * *
Перенесемся мысленно в Польшу XIX века, а именно в город Лодзь. Желая развить ткацкую и суконную промышленность, русский царь Николай I переселял в этот город немецких мастеров ткачества, давал им земли, а также неограниченные права на открытие фабрик. В город начали прибывать сотни ремесленников из разных концов Польши, среди них было много евреев, которые почувствовали возможность быстрого обогащения. Усвоив немецкие методы пряжи, они во многом превзошли своих учителей. Фабрики росли как грибы после дождя. Вскоре начали появляться богатые дома, отели, театры, костелы и синагоги. Довольно скоро Лодзь стал одним из крупнейших промышленных городов Польши.
Старый Хейман один из первых почуял большие возможности в новом производстве, интуиция его не обманула, и он стал одним из самых богатых фабрикантов. Господь дал ему в жены хорошую работящую девушку, вместе они прожили счастливо долгие годы, она родила ему восемь дочерей и двух сыновей. Старшую выдали за молодого Рубинштейна, у которого тоже была небольшая суконная фабрика. Молодые жили дружно, имели шестерых детей – трех дочек и трех сыновей. Казалось бы, вполне достаточно, как вдруг, восемь лет спустя, 28 января 1887 года на свет божий появился еще один мальчик. Что было делать? «Отвори тому, кто стучит в твою дверь», – сказано в Писании.
«Его нужно назвать Артур!», – закричал старший сын Игнат. На вопросы взрослых он отвечал, что соседский мальчик, тоже Артур, замечательно играет на скрипке. Может быть, и наш Артур вырастет великим музыкантом. Так, согласно семейной легенде, на свет появился Артур Рубинштейн. Первые музыкальные впечатления, а он ребенком воспринимал окружающий мир как огромную звуковую палитру, относятся к уличным музыкантам. По дворам бродили цыгане, они играли на скрипках, танцевали, призывно звенели бубнами, кто-то крутил шарманку – музыка врывалась в дом, наполняла его звуками, переливалась из двора во двор.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru