Читайте по теме:
Тихомиров А. Е., Народы Америки, Ridero, Екатеринбург, 2018: https://ridero.ru/books/narody_ameriki/
Существуют свидетельства существования человеческого жилья в районе, ныне известном как Венесуэла, около 15 000 лет назад. Листовидные орудия этого периода, а также рубящие и плосковыпуклые скребковые орудия были найдены на высоких речных террасах Рио-Педрегал в западной Венесуэле. Охотничьи артефакты позднего плейстоцена, включая наконечники копий, были найдены в аналогичной серии мест на северо-западе Венесуэлы, согласно радиоуглеродному датированию, они датируются 13000—7000 годами до нашей эры.
Побережье Венесуэлы было открыто Колумбом в 1498 г. В следующем году было начато завоевание страны испанской экспедицией Алонсо де Охеда. Дома на сваях в районе озера Маракайбо напомнили итальянскому мореплавателю Америго Веспуччио городе Венеция, Италия, поэтому он назвал регион Венециола, или «Маленькая Венеция». Испанские завоеватели, дворянство и духовенство захватывали земли, жестоко истребляя индейское население, что вызывало неоднократные восстания местного населения. Для работы на плантациях испанские колонизаторы ввозили негров-рабов. Препятствия, создававшиеся Испанией на пути экономического и политического развития её американских колонии, вызывали недовольство колонистов испанским владычеством. Народные массы подвергались эксплуатации не только со стороны испанских колонизаторов, но и со стороны помещиков-креолов. Жесточайшему угнетению подвергались индейцы и негры. В 1806 г. руководитель испано-американских сепаратистов генерал Миранда организовал военную экспедицию для освобождения Венесуэлы. Призывая население к восстанию, Миранда обошёл вопрос об освобождении негров и индейцев, но зато усиленно подчёркивал обещание Англии оказать помощь восстанию. Эта первая попытка освобождения страны окончилась неудачей.
Острый кризис феодально-абсолютистской Испании, вызванный вторжением французской армии Наполеона I на Пиренейский полуостров, способствовал подрыву военно-политических основ господства Испании в ее американских колониях и дал толчок мощному сепаратистскому движению. Американские колонии одна за другой стали отпадать от Испании. Созванный в Венесуэле в 1811 г. Национальный конгресс провозгласил её независимой республикой.
Для управления страной была создана исполнительная хунта во главе с генералом Миранда, ставшим одновременно главнокомандующим армии. Принятая республиканская конституция ни в чём не облегчала положения индейских масс и сохраняла рабство для негров. Для избирателей конституция устанавливала высокий имущественный ценз. В 1812 г. испанским войскам удалось вновь овладеть Венесуэлой. Миранда был заключён в тюрьму в Кадисе, где в 1816 г. умер.
В 1813 г. республиканские войска под командованием Боливара, ставшего во главе сепаратистского движения, вторглись в пределы Венесуэлы. В результате была очищена от испанцев большая часть территории и установлена республика (вторая венесуэльская республика), главой стал Боливар. В 1814 г. республиканские войска потерпели поражение, и господство Испанией снова было временно восстановлено.
Новый подъём освободительного движения привёл к созданию в 1819 г. на конгрессе и Ангостуре Великой Колумбии, в состав которой наряду с Эквадором и Колумбией вошла и Венесуэла. Окончательно испанцы были изгнаны из страны 1821 г. Правительство Великой Колумбии возглавил Боливар.
Еще в 1826 г. в крупном центре Валенсии (к западу от Каракаса) вспыхнули волнения, вызванные недовольством венесуэльцев централистской политикой Боливара. «Освободителю» с трудом удалось восстановить свой контроль над Венесуэлой. Сепаратистские тенденции значительно усилились в связи с роспуском Учредительного собрания и установлением в августе 1828 г. личной диктатуры Боливара. В ноябре 1829 г. народные собрания в Каракасе и Валенсии открыто высказались за полный разрыв с Колумбией.
Открывшийся 6 мая 1830 г. в Валенсии Учредительный конгресс провинций Венесуэлы принял окончательное решение о выходе из колумбийской федерации и 22 сентября утвердил конституцию новой республики. Она провозглашала полную независимость «венесуэльской нации» в границах бывшего генерал-капитанства. Государство делилось на провинции, последние – на кантоны, а те – на округа. Законодательную власть осуществлял двухпалатный конгресс, состоявший из сената (по два сенатора от каждой провинции) и палаты представителей (один от каждых 20 тыс. жителей), исполнительную – президент, являвшийся также верховным главнокомандующим вооруженными силами.
Таим образом в 1830 г. Венесуэла выделилась из Великой Колумбии в самостоятельное государство. Почти вся обрабатываемая земельная площадь была захвачена небольшой кучкой помещиков-креолов. В поместьях преобладали феодальные формы эксплуатации. Политическая борьба в стране велась между консерваторами и либералами. Консерваторы представляли интересы крупных помещиков и связанного с ними католического духовенства, которое пользовалось значительным влиянием на политическую жизнь. Либералы в основном отражали интересы буржуазии. Борьба за власть происходила также между различными кликами внутри этих партий, опиравшихся на поддержку иностранных капиталистов. Военные перевороты следовали один за другим. Страна опустошалась гражданскими войнами.
С начала 19 в. иностранный, прежде всего английский, капитал стал усиленно проникать в экономику страны, оказывая всё большее влияние и на её политическую жизнь. При помощи шантажа и военно-политического давления английская буржуазия приобретала торговые привилегии и монопольные права на разработку естественных богатств, а также захватывала огромные земельные площади под плантации.
Президент, вице-президент, сенаторы и депутаты избирались сроком на 4 года открытым голосованием провинциальными коллегиями выборщиков, которые предварительно выбирались населением по округам. Правом участия в первичных выборах, равно как гражданскими правами вообще, пользовались лица, достигшие 21 года (или женатые), грамотные, имевшие годовой доход не менее 50 песо от недвижимой собственности либо 100 песо от других занятий. Для кантональных выборщиков, избиравшихся по одному от каждых 4 тысяч жителей, устанавливался еще более высокий возрастной и имущественный ценз: соответственно 25 лет и годовой доход от 200 до 400 песо.