О. Петруня - Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений

Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений
Название: Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений
Автор:
Жанры: Афоризмы и цитаты | Религиозные тексты | Священное Писание
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2012
О чем книга "Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений"

Книга представляет собой тематическое собрание цитат из Священного Писания и сочинений святых отцов. Тематика сборника охватывает наиболее важные проблемы догматического и аскетического содержания, с которыми чаще всего сталкивается христианин в своей духовной жизни. Сборник задумывался так, чтобы читатель мог получить максимально полный и по возможности однозначный ответ на интересующий его вопрос из чистого источника духовной мудрости.

Бесплатно читать онлайн Виноград духовный. Сборник кратких поучений из Священного Писания и святоотеческих сочинений


Ветвь первая

О Боге, Его отношении к миру и человеку

Гроздь первая

О Святой Троице

Вселенская вера состоит в том, чтобы нам чествовать Единого Бога в Троице и Троицу в Единице, не сливая ипостасей и не разделяя сущности. Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, иная – Духа Святого. Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, слава равна и величие совечно. Каков Отец, Таков Сын, Таков и Дух Святой. Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой. Отец непостижим, и Сын непостижим, непостижим и Дух Святой. Отец вечен, и Сын вечен, вечен и Дух Святой. Впрочем, не три вечные, но Един вечный; равно как не три несозданные и не три непостижимые, но Един несозданный, Един непостижимый. Подобно сему Отец – Вседержитель, Сын – Вседержитель, Дух Святой – Вседержитель; впрочем, не три Вседержителя, но Един Вседержитель. Так, Отец – Бог, Сын – Бог, Дух Святой – Бог; впрочем, не три Бога, но Бог Един. А также Отец – Господь, Сын – Господь, Дух Святой – Господь; впрочем, не три Господа, но Господь Един. Ибо как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога и три Господа. Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден. Сын от Единого Отца не сотворен, не создан, но рожден. Дух Святой от Отца не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ. И в Сей Троице нет первого или последнего, нет большего или меньшего, но Три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице. Так должен разуметь о Святой Троице всякий, кто хощет спастись.

Свт. Афанасий Великий


Я никогда ничего не предпочитал и не могу предпочитать Никейской вере, изложенной святыми отцами, собравшимися в Никее для низложения арианской ереси, но при помощи Божией держусь и буду держаться сея веры, проясняя только неполно сказанное в ней о Святом Духе; потому что не возникал еще тогда вопрос о том, что в Отце и Сыне и Святом Духе нужно признавать Единое Божество, Духа исповедуя Богом. Посему, кто так думает и учит, с тем и ты, подобно мне, имей общение, а держащихся иного учения отвращайся и считай чуждыми Богу и Вселенской Церкви.

Свт. Григорий Богослов


Верую во Единаго Бога, одно начало всего, безначального, несозданного, неподверженного гибели и бессмертного, вечного и постоянного, непостижимого, бестелесного, невидимого, неописуемого, не имеющего образа; в одну пресущественную сущность, в Божество – пребожественное, в Трех Лицах: Отце и Сыне и Святом Духе, и только Ему одному служу, и только Ему одному воздаю служебное поклонение. Поклоняюсь одному Богу, одному Божеству, но служу и Троице Ипостасей: Богу Отцу и воплотившемуся Богу Сыну, и Богу Святому Духу, одному Богу.

Прп. Иоанн Дамаскин


Научился ли ты предзреть Господа пред собою выну – как Ум вездесущий, как Слово живое и действенное, как Дух животворящий?

Св. прав. Иоанн Кронштадтский


Отец никогда не существовал до Сына, как не существует разумной души вне присущего ей разума… Сын и Отец не предсуществуют Всесвятому Духу, но подобно тому, как в душе одновременно и совместно существуют и разумная душа с разумом, который в ней, и животворящий, образующий и наполняющий [ее всю] дух, так и [Бог] – одновременно есть Отец, есть Бог Слово с Отцом, есть Сын с Отцом и есть Дух с Сыном и Отцом.

Прп. Анастасий Синаит


Нельзя говорить, что сначала был Отец, потом родился Сын и исшел Дух Святой: но как только есть Отец, есть и Сын, есть и Дух Святой. Как Отец безначален, безначальны и Они с Отцом, безначально и рождение, и исхождение. Сын безначально рождается, Дух Святой безначально исходит. Таков образ бытия Бога истинного, что в Нем безначально есть Отец нерожденный и неисходящий, Сын рожденный и Дух Святой исходящий.

Свт. Феофан Затворник


Отец безначален, не рожден и бесконечен, и не Сам Себя привел в Божественное Cвое существо и ипостась, как нечестиво мудрствуют некоторые безумцы. Ибо если допустим сие, то, по необходимости, придется сказать, что, прежде того как Он Сам Себя привел в бытие, Его не было, и таким образом Он будет признан созданным, и что Сам для Себя служит причиною и началом и, следовательно, подчинен времени, началу и концу – Тот, Кто один не создан, безначален, присносущен, превечен и бесконечен, вместе с происходящими от Него Сыном и Святым Духом.

Прп. Максим Грек


Отцом в собственном смысле слова называется беспричинная, нерожденная и рождающая Ипостась. Она называется Отцом, поскольку либо оберегает все, либо оберегает собственных чад… Бог именуется Отцом в двух смыслах: по природе и по благодати; по природе Он – [Отец] собственного и Единосущного Бога Слова, а по благодати Он [Отец] и нас, ибо [сказано]: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6).

Прп. Анастасий Синаит


Отец родил Сына, не имеющего различий [в сравнении с Ним], не имеющего недостатков, ни в увеличении, ни в уменьшении, но бесплотен Он, как Единосущное бесплотное Слово.

Прп. Антоний Великий


Если же Духа Святого именуем после Сына, то в означение не времени, а Лица. Ибо одно время и Духа, и Слова. И мы со словом изводим дыхание. Итак, Отец не имел нужды во времени к произведению Слова; и не во времени, не после Слова, извел Духа Святого. Поэтому-то Божество Святой Троицы совечно. Отец и Сын и Святой Дух, хотя Три Лица, но единой сущности. Поэтому-то Святая и Единосущная Троица есть Единый Бог.

Прп. Ефрем Сирин


О сыновстве в Боге говорится в двух смыслах: по природе и по благодати; Сын по природе есть Бог Слово, а [сыны] по благодати суть праведники.

Прп. Анастасий Синаит


Сын есть живое, естественное и во всем сходное изображение невидимого Бога, нося в Себе Самом всего Отца, во всем имея с ним тождество, различаясь же одним только происхождением [от Него как] от причины. Ибо Отец есть естественная причина; а что происходит от Другого как от причины есть Сын. Ибо не Отец – от Сына, но Сын – от Отца. Ведь от Него, хотя и не после Него, имеет Сын бытие, какое есть и Отец Его родивший.

Прп. Иоанн Дамаскин


Через рождение по плоти Бога Слова обнаружились в мире Добродетель, Сила, Ведение, Премудрость и все остальные блага Отца и Святого Духа.

Прп. Анастасий Синаит


Мы знаем Бога Отца и Сына и Святого Духа; и это не голые именования, которыми различается неравенство достоинств и сил, но единое и тоже как наименование, так и естество Божества, единая сущность и сила.

Свт. Григорий Богослов


Бог не не знает, что Он не приведен в бытие, потому что не был Он, подобно нам, вначале младенцем. Он не в неведении сущности Своей, потому что она не уступлена Ему кем-нибудь. Он знает, что такое Он, и скрывается от всякого человеческого разумения, не по зависти к нам, но щадя нас. Ибо для слуха нашего невместимо слышать о природе или начале не приведенного в бытие; нам и выразить это невозможно. Мы не доходим до того, чтобы постигнуть начало Безначального, потому что нет в нас столько разумения.


С этой книгой читают
Может ли человек прожить без искусства – не имея возможности видеть картины великих живописцев, слушать музыку гениальных композиторов, читать книги мудрых писателей? Безусловно, может.Но это будет не жизнь, а существование. В чем же сила искусства? Ответ на этот вопрос дают собранные в этой книге мысли знаменитых людей, «властителей дум», тех, чьи гениальные произведения заставляют восхищаться весь мир.
Выдающийся афорист наших дней Борис Крутиер объединил все разнообразие человеческих эмоций в две книги – «Азбука жизни. Крутые мысли». В них можно найти замечательные афоризмы на все случаи жизни. Чего там нет, так это ни занудства якобы «мудрых» мыслей, ни зубоскальства дешевых каламбуров. Зато в книгах много откровенно смешных мыслей, немало грустных, но неизменно ироничных и парадоксальных, тонких и точных размышлений о «времени и о себе». А е
Советская эпоха в высказываниях ее лидеров – пафосных и державных, а зачастую смешных и остроумных.
"Современные Афоризмы, мужчины, женщины, другое" – это личные и актуальные афоризмы Микки Мишеля о современном обществе и его жизни.
«Муж остановил машину и открыл Оле дверцу.– Только недолго, а то не успеем доехать к обеду!Сам он уткнулся в последний номер „Коммерческого вестника“ и забыл обо всем…»
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Книга состоит из двух частей. Учёный-иммигрант создаёт жену из собственной тени, которую полюбил. Но тень – это чёрная энергия, жаждущая реализации.Инесса уезжает из Киева в Кисловодск к родителям, проводница высаживает её с поезда, но это не Кисловодск. Это город, которого не существует, он свободен от всего, но никто не может покинуть его никогда.Содержит нецензурную брань.
Люди и тихки (змеиный народ), две расы, разделенные долгой, тяжелой войной. Полученное предложение о перемирии кажется людям чудом, но его цена очень высока для старшей дочери царя. Принцессе Унне предстоит, забыв о своих мечтах и желаниях, вручить судьбу перед алтарем Королю тихков и отправиться в незнакомые земли, все же надеясь на счастье и, возможно, любовь.