© Борохов Э. А., 2012
© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание и оформление, 2013
* * *
Эта книга представляет небольшую часть собрания афоризмов, начало которому было положено более сорока лет назад. Вначале афоризмы отбирались из прочитанной литературы и заносились в записные книжки. Об их публикации не возникало мысли: они слабо вписывались в идеологический контекст афористических сборников того времени. Потом наступили 90-е годы, когда издательское дело вышло из-под государственной монополии и цензуры.
Именно тогда возник замысел создания на накопленном афористическом материале сборника, структурированного не по традиционному тематическому принципу, а в виде толкового словаря, каждую статью которого представляла бы совокупность афоризмов различных авторов, раскрывающих определенное понятие. Впервые в отечественной афористике в сборнике появились изречения, не публиковавшиеся в подобных изданиях и принадлежащие авторам, придерживающимся различных политических и философских взглядов. Особенно непривычными смотрелись такие словарные статьи, как «бюрократия», «демагогия», «диктатура», «реформа», «коррупция» и другие, – слова, без произнесения которых не обходятся нынче выпуски новостей и ток-шоу. Работа над сборником подтолкнула меня к пробе пера в афористическом жанре.
Несмотря на политематичность сборника, одной из центральных тем его содержания была власть, ее сущность, влияние на властвующих и повинующихся, добро и зло, которые она несет с собой и прочие аспекты ее присутствия в человеческом обществе. Мои ровесники пережили эволюцию и смену нескольких идеологий всего за какие-то шестьдесят лет (что для истории короче мгновения). Власть то отдалялась на недосягаемое расстояние от народа, то приближалась к нему так, что можно было невооруженным глазом рассмотреть и оценить ее носителей, работу ее явных и тайных механизмов, сравнить политические лозунги, обещания с конкретными результатами деятельности.
Сопоставляя свои наблюдения очевидца политических событий и размышления о них с содержанием афоризмов всех времен и народов, я пришел к выводу, что за пятьдесят веков существования человеческой цивилизации немногое изменилось во властных взаимоотношениях, потому что мало изменился сам человек. Как сказал английский историк Джон Актон «Власть портит людей, а абсолютная власть портит абсолютно». Из этого следует, что общество не должно доверять неограниченную власть над собой одному человеку. Но тогда что ему делать? Как гарантировать себе стабильное благополучное существование? Ведь безвластие порождает анархию, которая «разрушает всякий порядок, всякую безопасность»(Жан Порталис, французский государственный деятель) и является «зерном деспотизма» (Пьер Декурсель, французский драматург).
Человечество века бьется над решением проблемы, какая форма правления наиболее удачна для народов, каким людям может быть доверена власть, но пока не находит единственного ответа. До сих пор в разных странах существуют монархии, ограниченные и не очень; республики, президентские и парламентские; диктатуры, явные и маскируемые и т. д. и т. п. Даже демократическое устройство не имеет единогласной поддержки в государствах, в которых оно давно утвердилось. «Демократия – это худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество» (Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании).
Что касается людей, которым может быть доверена власть, наверное, многие из нас разделяют мнения мудрецов, живших в прежние эпохи. Так, русский философ Николай Бердяев заявлял, что «Власть должна принадлежать лучшим, избранным личностям, на которые возлагается великая ответственность и которые возлагают на себя великие обязанности», а французский философ Виктор Кузен полагал, что «Власть над людьми приобретается лишь посредством служения им».
Но одно дело мудро сказать, а другое – воплотить идею в жизнь. Как правило, на первый взгляд самая совершенная идея при рождении и реализации получает такие родовые травмы, что потом бывает трудно обнаружить ее сходство с первоначальным замыслом. Нам это хорошо известно по отечественному горькому опыту претворения в жизнь модели социализма по Марксу – Ленину. «Великая идея в дурной среде превращается в ряд нелепостей» (Василий Ключевский, русский историк).
Читатели этой книги могут соглашаться или нет с мыслями, высказанными авторами собранных в ней афоризмов, но знакомство с ними наверняка даст им пищу для размышлений о несовершенстве окружающего мира и пробудит желание участвовать в его изменении к лучшему. Во всяком случае, составитель (пишущий в этом сборнике под псевдонимом Э. Севрус) на это надеется.
Эдуард Борохов
Большая разница между профессором и администратором, хотя она выражается только двумя буквами: задача первого – заставить себя слушать, задача второго – заставить себя слушаться.
В. Ключевский
Лучшей администрацией бывает та, которая предлагает больше выгод и которая имеет меньше неудобств.
Ж. Порталис
Нет ни одной науки, которая не могла бы доставить администратору полезных советов.
Ж. Сэй
Численность административного аппарата подчиняется закону роста бороды: если бороду не брить – она неуклонно растет, если брить – растет еще быстрее.
Ю. Чугаевский
Что такое аристократ? Человек, который потрудился родиться.
П. Бомарше
Аристократия и демократия суть сестры, которые различаются воспитанием, состоянием и манерами.
П. Буаст
Аристократия гордится тем, что женщины считают обидным, – старостью; но и женщина, и аристократия питают одну и ту же иллюзию – сохраниться.
В. Гюго
Я согласен с идеей, что среди людей существует естественная аристократия. Основы для нее – это добродетель и талант.
Т. Джефферсон
Всякое общество держится на аристократии, ибо сутью аристократизма является требовательность к самому себе, а без такой требовательности любое общество гибнет.
А. Камю
Аристократия – образ правления духовно независимых людей.
А. Кюстин
Аристократия проходит через три последовательных возраста: возраст превосходства, возраст привилегий, возраст тщеславия; по выходе из первого она вырождается во втором и угасает в третьем.
Ф. Шатобриан
Аристократии трудно держать в узде собственное высокомерие и чужую зависть.
В. Швебель
Александр Невский принимает папских легатов. Семирадский Г.