Что есть смерть для христианина
Многие люди очень не любят вспоминать о своей неизбежной участи – о смерти, потому что мысли о ней порождают страх и множество вопросов, на которые трудно или невозможно ответить. Всегда, как кажется, есть куда более важные и насущные земные проблемы, требующие разрешения. А что там дальше… Может, ничего и нет, тогда надо взять от жизни все, что сможешь успеть, ухватить, урвать, – «ешь, пей, веселись»…
И все же большинство людей, даже неверующих, в глубине души полагают, что со смертью на земле жизнь не кончается. Именно это и рождает страх. Большая часть жизни прожита, столько в ней сделано неверного, нечистого, греховного. Неужели за все придется отвечать? Не каждый готов, даже если испытывает постоянный страх перед смертью, отказаться от земных, часто греховных, удовольствий и посвятить покаянию остаток своих дней.
Можно всю жизнь прожить без Христа, можно не верить в христианское учение и при этом сделать свою жизнь легкой и приятной. Но невозможно без Него пройти через мрачную долину смерти, тем более – оправдаться на Страшном Суде.
Люди неверующие считают благом умереть внезапно, недолго мучаясь, руководствуясь принципом: «Когда я есть – нет смерти, когда смерть наступила, меня уже нет». Христианин же, наученный Священным Писанием и Преданием, считает смерть естественным завершением земной жизни. Он не ищет смерти, но готов встретиться с ней. В некоторой степени страх перед смертью присущ и верующему, однако он знает, через какие испытания ему придется пройти по ту сторону жизни и, главное, – что человек своими мыслями, поступками и деяниями на земле определяет свою вечную будущность. Говоря об отношении к смерти православного христианина, правильнее вести речь не о страхе смерти, но о памяти смертной. Закономерно, что чем сильнее и крепче вера, тем меньше страх смерти и больше память о смерти.
Память смертная – это не просто постоянное осознание того, что все мы умрем; это ежедневный контроль над своими поступками и мыслями, отсечение от себя всего греховного, желание следовать и само следование благой воле Божией, это любовь к Господу и боязнь огорчить Его. Память смертная – это не страх умереть, но страх совершить грех и не успеть раскаяться в нем на земле, ведь одному Богу известно, когда наступит наш смертный час.
Смерть – великое таинство, сущность которого раскрыта в Священном Писании: И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Смерть есть разлучение души с телом. Одно тело без души не составляет полного человека, оно – труп, а не человек. Тело без души мертво, без нее оно подвергается разложению, тлению и таким образом лишается жизни и способности действовать. Но Бог создал человека для нетления (Прем. 2, 23). Бог создал человека по Своему образу и подобию с бессмертной душой и дал ему земную жизнь для того, чтобы соделалея он наследником Царства Небесного. Цель земной жизни человека – спасение, ибо кроме рая существует за гробом и ад, куда попадают души, пренебрегшие на земле Божественными заповедями.
Православная Церковь учит, что во время кончины бессмертная душа человека оставляет тело, свое временное жилище, и далее ее ожидает частный суд, где после прохождения так называемых мытарств душе определяется ее место до второго Пришествия. Во время второго Пришествия произойдет воскресение тел умерших и воссоединение их с бессмертными душами, после чего и начнется Страшный Суд, который определит место каждому согласно тому, что стяжал в своей земной жизни человек.
Память смертная приучает верующего трезво относиться к жизни, рассуждать в соответствии с библейским и святоотеческим учением о смерти, которое предельно ясно изложил митрополит Московский Макарий (Булгаков): «Смерть есть предел, которым ограничивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно ни покаяние, ни исправление жизни. Эту истину выразил Христос Своею притчей о богатом и Лазаре (см.: Лк. 16, 26), из которой видно, что тот и другой немедленно по смерти получили воздаяние и богатый, как ни мучился в аду, не мог через покаяние освободиться от своих страданий».
«Станем трепетать не перед смертью, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – а перед грехом; ибо не смерть родила грех, но грех произвел смерть. Смерть же стала исцелением греха… А потому всегда ожидай и не бойся смерти, то и другое – истинные черты мудрости».
Мысль о смерти, память о ней – это то, что придает жизни высший смысл. Когда человек готов к смерти, когда он знает, что как православный христианин сделал в этой жизни все, что мог, то он умирает спокойным. Ведь смерть – не конец, не поражение, а начало новой жизни, начало опытного познания евангельской истины: Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (ср.: Лк. 20, 38).