Евгений Родионов - Воины Карфагена. Первая полная энциклопедия Пунических войн

Воины Карфагена. Первая полная энциклопедия Пунических войн
Название: Воины Карфагена. Первая полная энциклопедия Пунических войн
Автор:
Жанр: История Древнего мира
Серия: Лучшие воины в истории
ISBN: Нет данных
Год: 2017
О чем книга "Воины Карфагена. Первая полная энциклопедия Пунических войн"

«ГАННИБАЛ У ВОРОТ!» (Hannibal ante portas!) – эта фраза вошла в историю военного искусства не зря: величайший полководец древности был самым опасным врагом Рима, воины Карфагена несколько раз наголову разбили римские армии и стояли у ворот Вечного города, угрожая самому его существованию, а сами Пунические войны, длившиеся долгих сто двадцать лет, потребовали от римлян колоссального напряжения всех сил. Именно эта смертельная схватка двух самых могущественных государств Античности, в ходе которой судьба Вечного города не раз висела на волоске, закалила римские легионы, превратив их в самую совершенную боевую машину Древнего мира. Именно после триумфа над Карфагеном легионеры обрели славу INVICTUS – «непобедимых»: отныне тяжелая поступь их железных когорт наводила ужас на любого врага, а хищные римские орлы распахнули крылья над всей Ойкуменой.

Эта книга – первая в отечественной литературе энциклопедия великого противостояния Рима и Карфагенской державы. Впервые на основе широкого круга источников подробно анализируется не только переход армии Ганнибала со слонами через Альпы и битва при Каннах, но и ход всех трех Пунических войн, которые в масштабах античного мира без преувеличения можно назвать мировыми, а также тактика и вооружение сторон.

Бесплатно читать онлайн Воины Карфагена. Первая полная энциклопедия Пунических войн


© Родионов Е.А., 2017

© ООО «Издательство «Якорь», 2017

© ООО «Издательство «Яуза», 2017

© ООО «Издательство «Эксмо», 2017

* * *

Автор выражает свою признательность Артему Попову и Александру Хлевову за помощь, любезно предоставленную в работе над этой книгой.

«Завершив рассказ о Пунической войне, я испытываю такое же облегчение, как если бы сам разделил ее труды и опасности. Конечно, тому, кто дерзко замыслил поведать обо всех деяниях римлян, не подобало бы жаловаться на усталость, окончив лишь часть предпринятого, но едва вспомню, что шестьдесят три года от Первой Пунической войны до исхода Второй заняли у меня столько же книг, сколько четыреста восемьдесят восемь лет от основания Города до консульства Аппия Клавдия, начавшего первую войну с Карфагеном, я начинаю чувствовать себя подобно человеку, вступившему в море, – после первых шагов по прибрежной отмели разверзается под ногами пучина, уходит куда-то дно, и едва ли не разрастается труд, на первых порах, казалось, сокращавшийся по мере продвижения вперед» (Ливий, ХХХI, 1, 1–5).

Предисловие

Трудно, если вообще возможно, найти государство древности, повлиявшее на судьбу народов Европы, а через них и всего мира столь же сильно, как античный Рим. Было бы напрасной тратой времени и сил пытаться перечислить все более или менее важные плоды римской цивилизации, которые человечество использует до сих пор, начиная от правовой системы и заканчивая блюдами средиземноморской кухни. Римская республика, а затем империя объединяла огромные пространства, заселенные десятками миллионов людей, которые теперь развивались в контексте одной культуры, обмениваясь своими достижениями и взаимно обогащаясь.

Это единство было создано железом и кровью в результате бесчисленных войн, шедших с редкими перерывами на протяжении нескольких столетий. Большинство народов, подпавших под власть римлян, было вначале побеждено ими на поле боя. Одним из самых серьезных испытаний для Рима, составивших целую эпоху, стала борьба с Карфагеном – сильнейшим государством, контролирующим южную часть Средиземноморского бассейна. Эта борьба вошла в историческую традицию под названием Пунических войн (другое бывшее в ходу название жителей Карфагена – пуны или пунийцы). Всего было три Пунических войны – в результате Первой (274–241 гг. до н. э.) римляне завоевали Сицилию, после Второй (218–201 гг. до н. э.) под их контроль попала Испания, в ходе Третьей (149–146 гг. до н. э.) Карфаген был разрушен и навсегда перестал существовать в качестве самостоятельного государства. Пунические войны стали переломным этапом в истории Рима, который вступил в Первую войну, будучи сильнейшим полисом Италии, а окончил Третью войну, став самой влиятельной державой на Средиземном море. В масштабах античного мира Пунические войны (в особенности Вторая Пуническая война) без особого преувеличения могли бы быть названы мировыми, так как прямо или косвенно затронули всю его западную половину и отчасти – восточную. В непримиримую борьбу, лидерами которой стали Рим и Карфаген, оказались втянуты народы Северной Африки, Испании, Южной Галлии, Италии, Сицилии, Сардинии, Корсики, Иллирии, Греции и Македонии. Мировыми их можно считать и по тому влиянию, которое они оказали на судьбу всего человечества. Прозвучит, безусловно, банально, но если бы победителем из этой смертельной схватки вышел Карфаген, облик Европы и ее дальнейшая судьба сложились бы совсем по-другому.

Итак, Пунические войны стали одними из самых значительных событий Античности и по праву привлекали повышенное внимание как исследователей, так и интересующихся историей и просто любителей драматических сюжетов с древности и до наших дней. Переход армии Ганнибала вместе со слонами через Альпы, битва при Каннах, боевые машины Архимеда и его гибель над своими чертежами во время штурма Сиракуз – эти эпизоды давно превратились в легенды и приобрели нарицательный смысл. Дух эпохи, закончившейся более двух тысяч лет назад, оживает и теперь во фразах «Ганнибал у ворот!», «Карфаген должен быть разрушен!», «Не трогай мои чертежи!», наконец, в самом имени Ганнибал, сохранившемся в нескольких европейских языках. История великого противостояния Рима и Карфагена увлекает не меньше, чем греко-персидские войны или поход Александра Македонского.

Хотя количество посвященных Пуническим войнам исторических исследований и научно-популярных работ (а также исторических романов, картин и фильмов) вряд ли поддается исчислению, эту тему до сих пор нельзя считать исчерпанной, а дальнейшую ее разработку – бесперспективной. Несмотря на то что за последние века источниковедческая база была расширена относительно незначительно (в первую очередь это можно сказать о письменных свидетельствах), сохраняется достаточно много спорных вопросов, допускающих различную трактовку и требующих своего решения.

Источники по истории Пунических войн

Изучение любого эпизода или явления в человеческой истории напрямую зависит от сохранности и характера относящихся к нему исторических источников, и Пунические войны здесь не исключение. На данный момент ситуация такова, что, каким бы способным исследователь ни был, он не сможет в равной мере осветить все их эпизоды и вряд ли будет в состоянии сохранить объективность.

Причины этого отчасти закономерны, а отчасти случайны. Закономерны потому, что почти все античные авторы, которые в той или иной степени посвятили свои произведения описанию борьбы Рима и Карфагена, либо принадлежали к лагерю победителей – римлян, либо в большей или меньшей степени им сочувствовали, либо, в крайнем случае, занимали нейтральную позицию; произведениями карфагенских историков наука не располагает, равно как и теми, чьи авторы сочувствовали карфагенянам, хотя известно, что последние были. Случайны потому, что за две с лишним тысячи лет, прошедших с рассматриваемой эпохи, значительная часть трудов античных историков, чьи свидетельства имеют первостепенное значение, погибла частично или полностью и восстановить утраченную информацию зачастую не представляется возможным. Вследствие всего этого возникает ситуация, когда рассказ о Третьей Пунической войне, шедшей три года, занимает примерно столько же места, что и о Первой, длившейся в течение двадцати трех лет и имевшей гораздо большее значение для судеб Средиземноморья. Вместе с тем взгляд и исследователя, и читателя поневоле делается односторонним, становясь на точку зрения римлян, о чем следует помнить.

* * *

Особенностью римской исторической традиции, описывающей в том числе и Пунические войны, является то, что произведения ранних авторов, так называемых старших и младших анналистов, живших до I в. до н. э., до наших дней, как правило, либо не сохранились, либо дошли в виде достаточно незначительных отрывков. Важность их произведений в том, что на них основывались более поздние античные историки, среди прочих Тит Ливий, чей труд при изучении Второй Пунической войны имеет первостепенное значение.


С этой книгой читают
ФРОНТОВОЙ СПЕЦНАЗ СТАЛИНА, панцирная пехота Красной Армии, советские кирасиры – у большинства читателей, даже хорошо знакомых с историей Великой Отечественной, эти слова вызовут лишь недоумение. Так кто же они, эти солдаты в стальных кирасах? Имя им – ШТУРМОВЫЕ ИНЖЕНЕРНО-САПЕРНЫЕ БРИГАДЫ.В первых рядах атакующих бойцы ШИСБр подавляли вражеские огневые точки и штурмовали баррикады на улицах городов, наводили мосты под огнем и прогрызали бетон непр
В XIII в. княжества Древней Руси и государства Восточной и Центральной Европы испытали ошеломляющий натиск военной машины Монгольской империи, буквально сметающей все на своем пути. Грандиозная по своим масштабам кампания 1236-1242 гг. (общие силы монголов составляли астрономические 250-260 тыс. человек) вошла в историю войн как Великий Западный поход. Население завоевываемых областей надеялось отсидеться за стенами городов, но монголы имели не т
«Только человек, готовый к смерти, ценит каждое мгновение жизни, потому что оно может оказаться последним» – этому кодексу японские САМУРАИ следовали тысячу лет. Прославленные воины с двумя клинками за поясом, в наборных доспехах и рогатых шлемах, с огромными, в человеческий рост, луками и «поющими» стрелами. Непревзойденные кэнсай (мастера меча), презиравшие огнестрельное оружие. Утонченные эстеты, знавшие толк не только в боевых искусствах, но 
Они завоевали для Римской империи полмира. Они пронесли римских орлов от Британии до Персидского залива и от Африки до Рейна и Дуная. Они были становым хребтом величайшего государства Древнего мира. Римские легионы по праву считаются самой мощной, совершенной и эффективной боевой машиной своего времени, по многим параметрам не превзойденной до XVIII века нашей эры. Феноменально дисциплинированные и организованные, великолепно обученные, вооруженн
Виктор Сонькин – филолог, специалист по западноевропейским и славянским литературам, журналист, переводчик-синхронист и преподаватель, один из руководителей семинара Борисенко – Сонькина (МГУ), участники которого подготовили антологии детективной новеллы «Не только Холмс» и «Только не дворецкий». Эта книга возникла на стыке двух главных увлечений автора – античности и путешествий. Ее можно читать как путеводитель, а можно – как рассказ об одном и
Ceiltigh, grúpa fairsing treibheanna Ind-Eorpacha ar shín a gcríoch lonnaíochta sa dara leath DEN chéad mhílaois RC ó Oileáin na Breataine go Dtí An Áise Mion. Bhí na Ceiltigh ina gcónaí cheana féin sa 2ú leath den 1ú mílaoise RC ar chríoch na Fraince nua-Aimseartha, Na Beilge, na Heilvéise, dheisceart na Gearmáine, Na Hostaire, thuaisceart na Hiodáile, thuaisceart agus iarthar na Spáinne, Oileáin na Breataine, Poblacht na seice, Cuid Den Ungáir
Ceiltich, buidheann farsaing de threubhan Indo-Eòrpach aig an robh fearann tuineachaidh san dàrna leth den chiad mhìle BLIADHNA RC a ' sìneadh bho Eileanan Bhreatainn gu Àisia Minor. Bha Na Ceiltich a 'fuireach mar-thà anns an 2na leth den 1mh mìle-bliadhna RC air fearann Na Frainge An Latha an-diugh, a' Bheilg, An Eilbheis, ceann a Deas Na Gearmailt, An Ostair, Ceann a tuath Na H-Eadailt, ceann a tuath Agus taobh an iar Na Spàinne, Eileanan Bhre
Изгнание из Рима седьмого и последнего царя, появление Первой Римской Республики и судьба основателя Республики, описанные с помощью художественной фантазии современного автора.
Современные родители впали в очередную педагогическую крайность: сегодня считается правильным всячески баловать, поощрять детей, одобрять каждый их шаг и ни в коем случае не ругать и не огорчать. Звучит вроде бы неплохо, однако на деле такой подход угрожает психологическому здоровью будущих поколений не меньше, чем родительская тирания, общепринятая для прошлых десятилетий. Избалованные, не привыкшие к самостоятельности дети вырастают инфантильны
Американская журналистка и писательница Наоми Вульф, автор культового «Мифа о красоте», посвятила свою новую книгу… вагине. Предпринятое Вульф исследование превратилось в увлекательное и полное неожиданных открытий путешествие во внутренний мир женщины. То, как относятся к вагине в разных культурах – с уважением или презрением, внимательно или пренебрежительно, – демонстрирует отношение к женщине как таковой. Для адептов тантры вагина – это путь
Жизнь Элизабет спокойна и размеренна. Однажды, случайно обнаружив в своей комнате странные часы, девушка знакомится с невероятным и загадочным миром, который меняет всё её существование и отношение к реальности. Несчитанное количество открытий, приключений, а самое главное – потерь и трагедий, приводят Элизабет в будущее, где она сталкивается с отвратительной правдой. Теперь девушка окончательно теряет понимание о том, кто же она такая и что есть
Переехав в новый дом, в первую же ночь Антон и Аляска просыпаются в чужих телах в прошлом. Какие опасности для реальности может нести в себе мир снов и какие тайны скрывать? Разгадай загадку убийства, что случилось прошлой ночью на Аляске.Прошлое ближе, чем кажется…