«Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Калининграду в этом смысле повезло – у нас есть целый район, словно застывший в танце времени… О нём, об этом удивительном районе, некогда называвшимся в Кёнигсберге Амалиенау, и пойдёт речь в нашем путеводителе. А по пути вы узнаете и о видных архитекторах Германии, об архитектурных стилях, о быте и нравах людей, живших здесь в конце XIX – начале XX века.
Итак, АМАЛИЕНАУ.
Это жемчужина… нет! Бриллиант в короне достопримечательностей Калининграда! Если вы не гуляли по этим уютным улочкам в мечтательной задумчивости – вы не были в Калининграде.
Роскошь, вкус, изысканность – это Амалиенау в Кёнигсберге. И я приглашаю вас на прогулку по уютным улочкам, на которой покажу вам самые красивые места этого некогда престижного района города.
Предыстория появления района в Кёнигсберге
Город Кёнигсберг был основан в 1255 году и строился по канонам, которые были приняты в те давние времена: узкие улочки, узкие фасады домов, минимум зелени. Андрей Болотов, который побывал в Кёнигсберге во время Семилетней войны, так описывает город «… дома у них, а особенно в лучших частях города, очень тесны и беспокойны; редкий из них занимает сажен пять в ширину, а большая часть не более сажен двух или трех шириной, и притом все покои в оных имеют окна в одну только сторону, и очень немногие освещены тремя окнами, а по большей части в них по два окна, ибо обе боковые стены, по причине сплошного строения у них обыкновенно глухие».
Таковым город оставался вплоть до конца XIX века. Но уже позже в Европе стала модной концепция «город-сад».
Согласно этой идее, современный, большой город изжил себя и в качестве альтернативы предлагались небольшие города, сочетающие в себе лучшие свойства городской жизни и деревенской.
В таком «идеальном городе» жилая зона состоит из малоэтажной застройки с приусадебным участком у каждого дома. Основоположником этой концепции явился англичанин, социолог-утопист Эбенизер Говард (1850-1928), который описал её в книге «Города-сады будущего».
Книга вышла в 1898 году и описывала концепцию утопического поселения, где каждый сможет жить в гармонии с природой. Идея показалась интересной и её в начале XX века подхватили многие архитекторы разных стран, в том числе и в Германии.
В Кёнигсберге воплощением этой, по сути утопической концепции, стали районы города – Ратсхоф и Амалиенау. Но если первый район строился преимущественно для рабочих, то второй – исключительно для богатых и сильных мира сего.
Однако, это интересное и необычное для своего времени градостроительное направление совпало с крайне волшебным архитектурным стилем – модерном, оставившим яркий след в облике городов разных стран.
МОДЕРН – от франц. «modern» – новый. Стиль в искусстве, возник в самом конце XIX века и царил вплоть до начала I мировой войны (1914 год).
В разных странах стиль имел свои названия:
– во Франции «ар-нуво»,
– в Чехословакии и Польше «сецессион»,
– в Италии – «либерти»,
– в США – «тиффани»,
а в Германии «югендстиль» («молодой стиль» по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала, где в том числе и описывалось данное направление в искусстве, дизайне и архитектуре и даже моде).
Названия разные, но принципы одни – плавность, текучесть линий, использование новых материалов (стекло, металл, бетон), растительный орнамент.
СПРАВКА: Считается, что первым архитектором, работавшим в этом стиле, был бельгиец Виктор Орта (1861-1947). Но, пожалуй, самым известным архитектором, эпохи модерна, был испанец Антонио Гауди.
Германия хоть и подхватила этот изысканный стиль, но привнесла свои черты. Югендстиль он местами более брутальный, не такой текучий и модерн в архитектуре некоторых домов только вскользь угадывается.
Но в Кёнигсберге был свой «король модерна» – Фридрих Хайтманн. Этот талантливый человек увлёкся идеей «города-сада» и не видел преград в достижении цели. Благодаря его стараниям на карте Кёнигсберга появился целый район, где причудливые и изысканные виллы утопали в зелени и цветах, и это Амалиенау.
Фридрих Хайтманн (1853-1921) не родился в Кёнигсберге, но приехав в этот удивительный город совсем юным, внёс весомый вклад в облик не только столицы Восточной Пруссии, но и других городов – Гердауэн (сегодня Железнодорожный), Инстербург (Черняховск) и др. Он без устали проектировал общественные здания, множество церковных сооружений и, конечно, частные дома – виллы. Жители Калининграда благодарны ему за «Колонию вилл Амалиенау» в Кёнигсберге.
Прежде чем мы с вами отправимся на увлекательную прогулку, хотелось бы обратить ваше внимание, что не все виллы, что сохранились в этой части Центрального района Калининграда были выстроены в югендстиле. А если изначально и были таковыми, сохранили своё убранство и внешний облик.
Поэтому мы с вами пройдёмся по самым интересным местам, по историческим и полюбуемся где-то торжеством югендстиля, а где-то сравним было-стало. Вперёд!
Начало нашей архитектурно-исторической прогулки у главного входа в парк Центральный (со стороны пр-та Мира).
У этого парка было несколько названий: Луизенваль, Парк имени Калинина, но «Центральным» он стал только в 1995 году.
Сама парковая зона ведёт свою историю с XV века, когда в этих местах обосновался богатый человек по фамилии Пойнтер. Он выстроил себе здесь имение, тогда это была дальняя окраина ещё за пределами Кёнигсберга.
В 1786 году дом и участок вокруг купил эпатажный Теодор фон Гиппель (1741-1796). Гиппель родился в Гердауэне (сегодня пос. Железнодорожный) и сделал карьеру преуспевающего чиновника.
Купив эти земли, Гиппель оформил парк по своему вкусу – на английский манер. Дорожки парка были оформлены в свободном, но в то же время, философском стиле. Здесь были статуи и зелёные уголки со скамейками – всё для того, чтобы скрыться от людских глаз и помечтать.