Воскресение Господа нашего Иисуса Христа положило основание нашей вере. В кратком исповедании – Христос воскресе! – выражается вера наша, надежда и радость, потому что Господь победил смерть и даровал нам воскресение. И Церковь наша пребывает в Духе Святом. Господь Своим Воскресением обновляет человека и освящает его, усыновляет, дарует ему благодать Духа
Святого, дарует благоволение Отца Небесного и сопребывание в вечных небесных обителях.
Сам Господь говорит о Своем бытии у Отца: И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин. 17, 5). Кто поймет тайну Промысла Божия?.. Еще не был сотворен мир, а Иисус Христос знал, что Ему придется пострадать. Апостолы открыли нам великую тайну, что Господь наш Иисус Христос прежде сложения мира уже был как Агнец закланный: Агнца заколенаго от сложения мира (Откр. 13, 8). Агнца непорочна и пречиста Христа, предуведенаго убо прежде сложения мира, явльшагося же в последняя лета вас ради (1 Петр. 1, 19–20). Еще не было человека, не было греха у человека, а Бог уже воспринял человечество в Свои Отеческие объятия, чтобы человек стал богопричастным.
Бог Троица есть Дух световидный и вместе всемогущий и невещественный.
Отец есть Свет, Сын есть Свет, и Дух Святой есть Свет – Триедин Свет – одна Природа в Трех Ипостасях. Сын Божий рождается из Существа Отча и пребывает в лоне Отчем неразлучно, вечно Своей Ипостасью.
На Ипостась Сына и Его Божественное достоинство особенно ясно указывают пророчества о Мессии: Господь рече ко Мне: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2, 7); рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (Пс. 109, 1); из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 3); помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44, 8). У пророка Исаии Ему усвояются наименования: Отрасль (Ис. 4, 2), или Ветвь Иеговы, то есть что вырастает из существа Иеговы, или Его Сын, Еммануил (Ис. 7, 14), или С нами Бог (Мф. 1, 23), Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис. 9, 6), показывающие и Его отдельность от Иеговы, и Божеское достоинство.
Возвышенное учение о Лице Иисуса Христа, Его Божестве, Его Божественном отношении к миру и человеку и Его воплощении для спасения людей представляет Евангелие от Иоанна Богослова.
В начале бе Слово (Ин. 1,1). Как слово рождается от ума бесстрастно, так и Сын рождается от Отца бесстрастно. Посему Сын, так как Он есть Слово, премудрость и сила Отца (см.: 1 Кор. 2, 4), всегда был у Бога, то есть был современно и совместно с Отцом.
И Бог бе Слово — у Отца и Сына едино естество, как и едино Божество. Сей бе искони к Богу — Сын так же вечен, как и Сам Отец. Вся Тем — Словом, Господом Иисусом Христом – быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3). Тем — единственно через Слово, волей из ничего, являя славу Божию, мир получил начало, создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая… И Той есть прежде всех (Кол. 1, 16–17). От Слова получило бытие всё в созданной природе.
Евангелист называет Господа Жизнью и Светом: В Том живот бе, и живот бе свет человеком (Ин. 1, 4), – потому что Он поддерживает жизнь всего, и подает жизнь духовную всем разумным существам, и просвещает светом не столько чувственным, сколько умным всякого человека грядущаго (приходящего) в мир (Ин. 1,9). Слово было Светом мира всегда, Он Свет самобытный, Свет по самому существу, Источник всякого света и просвещения.
Бог при творении человека украсил его естество как Свою будущую храмину, в которую Он промышлял облечься. Человеческое естество настолько чисто, что может быть соединено с Богом по Ипостаси и нераздельно пребывать с Ним в вечности.
Адам был сотворен бессмертным и духом, и телесной природой, и если бы не согрешил, то смерти не существовало бы вообще. Первозданный не совершил восхождения к Богу и обожения, как это дано было ему сделать по Промыслу зиждительной Премудрости, и тогда Сам милосердный Господь пожелал хотением великой Божественной любви стать Новым Адамом и сойти на землю, чтобы победить Своим Воскресением смерть, диавола и грех, обожить человека и даровать вечную жизнь в Духе Святом.
Наступило время пришествия Мессии, и Бог явися во плоти (1 Тим. 3,16). Пришел Начальник новой жизни, и потускневший образ Божий, не раскрытый ветхим Адамом, воссиял Божественным бессмертием. Человеческая природа Слова получила бытие с момента Благовещения. Слово – Сын Божий – воспринял полное человеческое естество от Пречистой Девы, земное тело и разумную душу и, будучи Богом от века, стал Богочеловеком. Чудо Божественного смирения – Слово от собственного Своего творения восприняло плоть.
Неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно Христос соединил в Себе две природы, преодолев границы между трансцендентным (недоступным познанию) и имманентным (свойственным познанию происходящего).
Во Христе конечное и бесконечное, Он, с одной стороны, единосущен Отцу по Своему Божеству, с другой – единосущен нам по человечеству. По слову апостола Павла, Христос – Небесный Человек (см.: 1 Кор. 15, 47–49).
Снисхождение Бога на землю и Его вочеловечивание – свершение любви Божией еще большее, чем творение мира. Воплотившийся Единородный Сын Божий через Свое служение роду человеческому совершил великое дело примирения Бога с человеком и человека с Богом. Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом, и это потому, что Слово, Сын Божий, единой сущности со Отцом, истинный Бог – Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30).
Иисус Христос, свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14), то есть явился на землю и жил между людьми, ел, пил, беседовал и делал все, что делает обыкновенно не дух, не имеющий плоти и костей, а человек.
В 30-летнем возрасте Он принял Крещение, и над водами Иорданскими явился Бог, Единый в Троице: Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой в виде голубя. Здесь совершилось Богоявление, здесь Иисус Христос приоткрыл тайну Триипостасного Бога, возвестил новое, совершеннейшее понятие о Существе Божием.
И началась проповедь Евангелия Царствия Христова, проповедь воскресения.