С. Буранок - Война на Тихом океане и общество США (1941–1945)

Война на Тихом океане и общество США (1941–1945)
Название: Война на Тихом океане и общество США (1941–1945)
Автор:
Жанр: Общая история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Война на Тихом океане и общество США (1941–1945)"

В монографии изучается проблема становления и эволюции образа войны на Тихом океане 1941—1945 гг. в сознании разных слоёв американского общества. автор анализирует механизмы распространения информации о боевых действиях и её дальнейшей трансформации в массовом сознании и в общественно-политических установках различных сегментов гражданского общества. В монографии с опорой на архивные документы и материалы прессы раскрыта динамика изменения моделей восприятия ключевых событий Тихоокеанской войны.

Настоящее издание адресовано историкам – студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем интересующимся историей Второй мировой войны.

Бесплатно читать онлайн Война на Тихом океане и общество США (1941–1945)


Рецензенты:

д-р ист. наук, д-р юрид. наук, проф., действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса В.А. Золотарев;

д-р ист. наук, проф., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Самарского государственного университета С.А. Мартышкин

Введение

События Второй мировой войны на Тихом океане традиционно приковывают внимание исследователей. Научный интерес к истории происхождения войны, военному планированию сторон, ходу и характеру операций не ослабевает, и сегодня продолжаются ожесточённые дискуссии, основы которых заложены ещё в 1941–1945 гг.

На современном этапе развития историографии Тихоокеанской войны постановка новых проблем исследования поможет подробнее осветить события военных лет, выявить влияние, которое они оказали на общий ход боевых действий, социально-экономическую и политическую обстановку в США, определить специфику формирования военно-политическим руководством и СМИ образов войны. Тема исследования обращена к проблеме информационной составляющей американского общества времён Второй мировой войны. Важны не только сами события, но и то, как они подавались, перерабатывались и усваивались различными социальными группами (например, профессиональными военными и военно-политическим руководством США).

Таким образом, анализ оценок, сделанных военно-политическими и общественными деятелями США, не только позволит раскрыть особенности представлений о событиях Тихоокеанской войны, но и даст возможность проследить воздействие данных представлений и образов, сформировавшихся в 1941–1945 гг., на последующую историографию.

Изучаемая тема актуальна в практическом отношении – для анализа современных информационных процессов в американском обществе. Многие возникшие во время Второй мировой войны стереотипы восприятия и информационные традиции продолжают функционировать на рубеже XX–XXI вв. и в настоящее время, оставаясь важной частью американского общественного сознания. Следовательно, требуется всестороннее изучение информационного обеспечения Тихоокеанской войны, изучение развития представлений о событиях.

Исходя из изложенных обстоятельств, актуальность и научная значимость темы исследования обусловлена следующими причинами. Во-первых, недостаточной изученностью оценок событий войны современниками, их взглядов на ключевые моменты тихоокеанского противостояния. Во-вторых, необходимостью изучения методов, приёмов и способов информационного воздействия на американское общество военных лет через СМИ. В-третьих, для понимания специфики развития общественно-политических процессов и явлений в США в годы войны важно изучить особенности формирования различных образов войны у военных, политиков и общественности и определить специфику взаимодействия и взаимовлияния их друг на друга. В-четвёртых, важностью изучения опыта использования создаваемых прессой, политиками и военными США образов войны как средств манипуляции общественным мнением.

Историография такой многогранной темы, как Тихоокеанская война, разделяется на несколько направлений и научных школ: 1) историография причин и начала Второй мировой войны на Тихом океане; 2) историография «поворотного момента войны» – сражения за Мидуэй; 3) историография заключительного этапа и победы над Японией.

Научное изучение истории Тихоокеанской войны в американской историографии стало возможным после победы над Японией. Два важнейших фактора способствовали углублению изучения противостояния 1941–1945 гг.: 1) публикация большого количества как американских, так и японских документов в 1945–1947 гг.; 2) издание важнейших мемуаров участников войны в первой половине 1950-х годов. Это существенно расширило источниковую базу для будущих исследований и на новый уровень вывело историографию войны.

В США практически одновременно после победы в войне начинается формирование двух главных научных школ: официальной и «ревизионистской». Историки, сторонники официальной школы, следуя за выступлениями Рузвельта, считали, что только Япония несёт ответственность за начало Тихоокеанской войны. «Ревизионисты» доказывали, что основную ответственность несут президент и госдепартамент, чья политика по экономическому давлению на Японию фактически привела к войне. Поэтому историография причин и начала Второй мировой войны на Тихом океане имеет наиболее обширную и противоречивую историографию.

Восприятие причин и начала войны современниками рассматривалось историками официального направления в рамках истории международных отношений, военной и политической истории США. С. Морисон, У. Лорд, А. Баркер, Р. Волштепер, Дж. Стефан, С. Бэдсэй изучали главным образом возникновение конфликта, нападение на Пёрл-Харбор и японские операции первого этапа в контексте Второй мировой войны[1]. Указанные авторы, опираясь на официальные документы, считают, что США в предвоенные годы проводили в целом противоречивую внешнюю политику, но не стремились спровоцировать японское нападение. Поэтому событие 7 декабря 1941 г. явилось полной неожиданностью как для военных, так и для руководства страны, что и обусловило реакцию.

Большинство исследователей официальной школы описывают лишь общие моменты японского нападения и сделанные высшим военно-политическим руководством США оценки сражения. Так, С. Морисон изучил некоторые суждения американских военных о предвоенной ситуации на Тихом океане, об ответственности за поражение и о потерях. После публикаций С. Морисона в США начинается более глубокое изучение оценок Тихоокеанской войны.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в американской историографии появилось несколько важных трудов, поддерживающих официальное суждение о нападении на Пёрл-Харбор. Так, в труде Дж. Стефана, посвящённом роли Гавайев в войне на Тихом океане, показана реакция высшего руководства США и командования вооружёнными силами на атаку, в плане укрепления обороноспособности Гавайских островов. Такой подход получил развитие в исследовании Стива Горна[2], который описывает не только общие представления американцев о нападении, но и изменения настроений общества после атаки.

В исследовании М. Слэкмана «Цель – Пёрл-Харбор»[3] проанализировано много оценок военнослужащих о ходе и последствии нападения, до этого не введённых в научный оборот. На материале воспоминаний и свидетельств очевидцев автор очень подробно и тщательно описал налёт на Пёрл-Харбор.

Вопрос об атаке Пёрл-Харбора неизбежно затрагивают в своих работах историки, изучающие военно-морские силы США: Д. Брайн, Н. Полмар, П. Браун, Дж. Линдли, П. Сильверстоун[4]. В своих публикациях указанные авторы показывают, какую роль сыграла атака Гавайев в Тихоокеанской войне, как повлияла на характер современной морской войны.


С этой книгой читают
В сборнике представлены эссе-рассуждения на высказывания известных философов прошлого – от Сенеки и Фомы Аквинского, до Людвига Фейербаха и Эриха Фромма. Книга будет хорошим подспорьем учащимся при самостоятельной подготовке.
В книге рассказывается об утраченных памятниках и героях одной из самых известных войсковых частей Российской империи ХIХ века – Лейб-гвардии саперном батальоне. И о том, как мы сегодня храним память об этих героях.
В книге собраны материалы периодической хроники Полоцкой и Витебской епархии XIX века, повествующей о первых учителях и зарождении церковноприходских школ в Невельском уезде Витебской губернии.Издано с благословения благочинного Невельского церковного округа Великолукской епархии протоиерея о. Петра Нетребы, при финансовой поддержке Александра Николаевича Жуковского и Николая Владимировича Лесникова.
Популярный в Японии писатель Сасаки Юдзуру родился «благодаря» наступлению Красной Армии в 1945 году – папа его был эвакуирован с острова Итуруп, мама – с Южного Сахалина. Детективы начал писать когда ему было уже под 60 лет, по просьбе издательства «Кадокава», по мотивам громкой истории «оборотня в погонах», прогремевшей на Хоккайдо в 2002 году. По его книге «Смеющийся полицейский» был снят одноимённый сериал. На русском языке представлен структ
Почти двадцать лет минуло с последней войны, в которой схлестнулись между собой государства Оветты. Схлестнулись и если не разбились вдребезги, так пошли трещинами и развалились на куски. Однако зло, что угнездилось в древней земле, не изошло. Оно притаилось до времени, взращивая само себя. Впилось в грунт, как корень обломанного сорняка. Растворилось, как горькая соль. Налилось ядом, как запретный плод. И вот пришло время плодоносить. Сборщик ур
Оказавшись в неведомом краю среди чужого народа, механик не изменил себе. Он по-прежнему заставляет работать механизмы, но теперь ему приходится разбираться и с людьми, и не только с людьми. И не всегда это нравится и тем и другим. Он движется к неведомой цели и обретает бесценное, когда утрачивает дорогое.
Люда полукровка, которая случайно стала пешкой в чужой игре. Её использовал тот, кому она отдалась без остатка. Растоптанная, разбитая, она собирает себя по кусочкам, но прошлое не отпускает. Новый босс-оборотень внимательный, заботливый, полная противоположность бывшему начальнику, жесткому гению финансов, магу огня. Магическая школа так не похожа на ее прежнее место работы – банк. Так, что же выберет Людмила, свое прошлое или настоящее? Кто он,
Предлагаемый читателю небольшой юмористический роман в стихах написан в духе «Евгения Онегина» и «онегинской строфой», но ни в коем случае не является пародией на гениальное произведение А.С. Пушкина. Автор, носящий такое же имя, как и герой Пушкина, пытается в шутливой и порой сатирической форме рассуждать о свой жизни и жизни страны с конца 80-х годов и до нового времени, о мужской и женской натурах, любви, человеческих слабостях и других вещах