1.1. Подходы к периодизации развития личности в зрелых возрастах
В психологии одним из первых, кто попытался разделить жизнь взрослого человека на периоды, был последователь и реформатор психоанализа, основатель глубинной аналитической психологии К. Г. Юнг.
К. Г. Юнг отмечает, что в период между тридцатью пятью и сорока годами подготавливается значительное изменение человеческой психики, вероятно берущее свое начало в бессознательном. Порой происходит как бы постепенное изменение характера, иногда появляются качества, которые исчезли после периода детства, или же начинают угасать прежние склонности и интересы. Довольно часто затвердевают и становятся жесткими прежние принципы и убеждения, особенно моральные. Автор считает, что основной причиной всех сложностей этого переходного периода является глубинное изменение души. В качестве аналогии с прохождением жизненного пути автор приводит дневное движение солнца. «Поутру оно всходит из ночной тьмы бессознательного, освещая широкий, разноцветный мир, и, все выше поднимаясь на небосводе, все дальше посылает свои лучи. В связанном с восходом расширении сферы своего влияния солнце будет усматривать свое предназначение и свою высшую цель видеть в том, чтобы, поднявшись как можно выше, как можно больше одарить всех своей благодатью. С этой мыслью солнце непредвиденно достигает зенита. В полдень начинается закат, который представляет собой перестановку всех ценностей и идеалов утра» (Юнг, 1993, с. 266).
К. Г. Юнг говорит о том, что вторая половина жизни никак не может руководствоваться принципами первой. Смысл «утра» заключается в развитии индивида, его устройстве во внешнем мире, продолжении рода и заботе о потомстве. Автор пишет: «Погоня за деньгами, социальное существование, семья, потомство – это всего лишь природа, но не культура. Последняя находится по другую сторону природной цели. Тогда, может быть, смыслом и целью второй половины жизни является культура?» (там же, с. 272). Во второй половине жизни возникают иные цели: познание, полезность, дееспособность, утверждение в социальной жизни, поиск подходящей пары и положения для своего потомства. К сожалению, считает автор, это не может выступать в достаточной мере смыслом и целью для многих людей, видящих в старении лишь угасание жизни и ощущающих, что прежние идеалы изживают себя. В этом контексте автор подчеркивает особую значимость всех религий, так как они содержат заверения в потусторонней жизни и имеют свою, стоящую над миром, цель, которая позволяет смертному прожить вторую половину жизни так же целенаправленно, как и первую (Юнг, 1993).
Теория психосоциального развития Э. Эриксона – описывает развитие человека, как чередование определенных периодов, включающих кризисы развития личности. Э. Эриксон, также опиравшийся на психоаналитическую теорию развития, значительное место отводит влиянию на становление личности культурных и социальных факторов.
Э. Эриксон ввел понятия «групповая идентичность» и «эго-идентичность». Групповая идентичность формируется благодаря воспитанию у человека тех качеств, которые воспитываются у него с детства тем обществом, в котором он живет.
Понятие эго-идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации. Обретение идентичности проявляется в чувстве тождественности самому себе.
Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисом. По Э. Эриксону, кризис представляет собой выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Э. Эриксон выделил восемь стадий развития идентичности, на каждой из которых человек делает выбор между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач. Характер выбора сказывается на всей последующей жизни, определяя ее успешность или неуспешность. Выбирая продуктивные направления развития, человек выходит из каждого кризиса с усилившимся ощущением внутреннего единства, с развившимися способностями к здравым суждениям, к «хорошим действиям» в соответствии со своими собственными стандартами и стандартами значимых для него людей. Э. Эриксон – один из немногих ученых, работавших в русле психоаналитической традиции, кто описал кроме четырех детских критических периодов также и кризисы взрослого этапа жизни.