1. Загадочное происхождение традиции дарения.
Конец – это начало.
Конец – это всегда начало следующего. Часы: 23:59 – 00:00 – 00:01… бегут цифры на часах… Иногда в этот переломный момент ничего важного не происходит, а порой случается запоминающееся мгновение. Одно лишь мгновение. Мы украшаем этот миг своими поступками и словами, затем называем – «золотое время». Главное торжество зимы – Рождество; просто удивительно, насколько мало внимания литература о ювелирных драгоценностях уделила этому торжеству. Ведь в реальной жизни ювелирная отрасль Рождеству посвящает так много вдохновения, творчества.
…Перед нами сотни манящих витрин города, оформленных в стиле Рождества и Нового Года. У нас дома в гостиной наряжена елка и атмосфера в комнате давно приобрела все свойства праздничной. Мы видим вокруг множество вещей с зимним орнаментом. Огоньки свечей колеблются в ожидании радостного часа – Кануна Нового Года или долгожданного Сочельника. Было ли так всегда в праздники? Не секрет, что традиция готовить елку с подарками пришла в столицу – Петербург после женитьбы Великого князя Николая Первого на немецкой принцессе. Принцесса приняла православие уже к 18 годам, освоила традиции народа Российской Империи, и привнесла новые обычаи в семейный мир дома Романовых, запомнившиеся ей в детстве. Александра наполовину осиротела, в 12 лет потеряв маму. Но король-отец безмерно любил свою дочь, а после переезда в страну к жениху и будущая свекровь полюбила ее, как родную дочь. В браке воспитали семерых детей. Супруг с удовольствием принимал участие в семейных мероприятиях: выбирал подарки по интересам каждому в семье и дарил щедрые подарки приближенным, участвовал в семейных сценках для детей, дарил украшения и наряды жене. От детей – ко взрослым перешла традиция дарить подарки у Рождественской елки. Не наоборот. Рождественскую елку устраивали детям, каждому малышу – личную елочку ставили на стол в общей зале, украшали сладостями и свечами. Действо у елки продолжалось несколько часов, а затем это волшебство заканчивалось так же внезапно, как и начиналось. Рождественская елка исчезала на целый год. Но подарки-то оставались.
Немцев в Петербурге называли благочестивыми и трудолюбивыми людьми. Помните у Пушкина в «Евгении Онегине» (1823—1830): «Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке не раз Уж отворял свой васисдас». И таких цитат много можно привести. Увиденный у аккуратных, благочестивых людей обычай – приготовление Рождественской елки с подарками детям – очень понравился людям из Российской Империи и вне императорской семьи.
Первое яркое литературное изображение праздника нам подарил немец Эрнст Гофман. Как известно Рождество особым образом связывает крестных и крестников. Герой книги Дроссельмейер являлся крестным для героини Мари: «Крестный сам был великим искусником, он даже знал толк в часах и даже умел их делать» – оказывается, в некотором роде, герой наш коллега ювелиров – часовщик (отчасти, ведь он был старшим советником суда, а также делал игрушки и механизмы). «А к Рождеству он всегда мастерил красивую затейливую игрушку, над которой много трудился» – «Щелкунчик и мышиный король» Эрнст Гофман, повесть-сказка, опубликованная на немецком впервые в 1816 году в сборнике «Детские сказки» (Берлин), вышедшем в канун Рождества. В Российской Империи в переводе на французский язык читали впервые в Салонах эту повесть-сказку, причем, у нас ее слушали именно взрослые. Первый русскоязычный официально опубликованный перевод для детей – 1835 год принадлежит Владимиру Бурнашеву, сборник Детская книжка».