Главная вещь, которой к моим годам научила меня жизнь: почти в любых делах ключ к успеху лежит в умении формировать круг общения и выстраивать долгосрочные и крепкие связи.
Если бы 12 лет назад кто-то сказал мне, что я буду опытным «нетворкером» и даже напишу на эту тему практическое руководство, я бы ни за что не поверила этому человеку. А между тем именно тогда, 12 лет назад, я неосознанно начинала совершать первые шаги в этом направлении.
Мое детство нельзя назвать безоблачным и беззаботным: папа злоупотреблял алкоголем, и маме пришлось сбегать от его тирании с двумя маленькими детьми на руках – со мной и моей младшей сестрой Викой. Из Саратова мы переехали в подмосковный Королев, и маме было непросто одной прокормить семью.
Я была открытым и активным ребенком, который всегда находил общий язык и со сверстниками, и со взрослыми. Но в новой школе дела как-то сразу не задались: одноклассники жестоко дразнили меня – то из-за того, что мои родители из Баку, то из-за плохого зрения. Словом, они всегда находили повод меня унизить. И разумеется, из открытой общительной девочки я превратилась в забитого и замкнутого ребенка. Я подвергалась настоящей травле – мне не хотелось просыпаться по утрам и идти в школу, чтобы вновь столкнуться там с насмешками и издевательствами. В то непростое время музыка стала для меня единственным спасением: вместе с Викой мы закрывались в комнате и пели песни Бритни Спирс, Майкла Джексона, Уитни Хьюстон, Кристины Агилеры и даже «Руки вверх!».
К сожалению, доходов мамы не хватало, чтобы оплачивать мое обучение в музыкальной школе, поэтому в 12 лет я подрабатывала продавцом на летних каникулах, накопила на пианино (купила по объявлению в местной газете) и начала учиться на нем играть. Я запиралась в комнате и самостоятельно подбирала мелодии на слух, устраивала концерты своим игрушкам – при этом играла, как умела. Мое желание стать известной певицей было огромным, как космос! Помню, как однажды увидела номер Бритни Спирс с пианино и представляла, как буду точно так же стоять на сцене под красивым искусственным дождем.
Конечно же, я мечтала попасть в музыкальную сферу и стать хоть немного ближе к звездам первой величины. Мечтала записывать песни на студии Игоря Крутого, за завтраком обсуждать с Филиппом Киркоровым нашу будущую работу в дуэте. Эти фантазии были для меня почти осязаемы, я буквально жила ими, сбегая в свой придуманный мир от неприглядной реальности, и была готова на многое, чтобы осуществить мечту.
И вот 2009 год – премия «Муз-ТВ», и мы с моей сестрой Викой в VIP-партере в «Олимпийском» – фотографируемся рядом с Филиппом Киркоровым и Игорем Крутым. Я не могла опомниться от счастья! Вот она жизнь, о которой я мечтала, совсем рядом – только руку протяни. Я чувствовала себя Золушкой на королевском балу.
Как мы сумели туда попасть? Целеустремленность, уверенность в себе и фея, конечно.
Мы были у «Олимпийского» с самого начала трансляции, когда гости еще только приезжают на церемонию и проходят в зал по красной ковровой дорожке. Но я и сестра не собирались незаметно толкаться в толпе фанаток – наши планы были куда более амбициозны: мы хотели попасть внутрь, проникнуть, так сказать, в святая святых.
С уверенным видом мы подошли к служебному входу, заявили, что наши фамилии есть в списке, и быстро проскользнули в фойе, пока администраторы сверялись с бумажками… И я задохнулась от восторга. Ани Лорак, Игорь Крутой, Тимати – люди, которых раньше мы видели только по телевизору, как ни в чем не бывало ходили туда-сюда по холлу, фотографировались на фоне прессвола перед входом в зал. Я вертела головой во все стороны, стараясь увидеть и разглядеть все и всех. Казалось, что стоит мне закрыть глаза, как прекрасное видение исчезнет. Все выглядело так, будто наш далеко не идеальный план идеально удался.
Мы успели сделать несколько снимков на ковровой дорожке и вдруг заметили, как в нашу сторону двинулся угрюмый охранник. Ни я, ни сестра даже рта не успели открыть, как этот огромный мужчина в костюме аккуратно, но настойчиво повел нас к двери. Мне хотелось провалиться сквозь землю: я сгорала от стыда, казалось, что все смотрят именно на нас – одни с пренебрежением, другие со злорадством: вот, мол, выскочки, думали, незаметно проскочить? Да уж, реальность была далека от моих радужных фантазий.
И в этот полный ужаса и стыда миг и появилась наша фея! Вернее, фей. К нам вдруг подошел фотограф, с которым я когда-то познакомилась на одном из столичных мероприятий. Махнув перед носом охранника бейджиком, он взял меня за руку и, невозмутимо сообщив, что «эти девушки со мной», увел нас в VIP-зону. Там-то я и познакомилась с российскими артистами первой величины и даже попала в эфир «Муз-ТВ». Меня показали на всю страну, и еще долго знакомые со смесью недоверия и удивления говорили мне при встрече, что видели меня по телевизору.
Так одна маленькая мечта стала в тот день реальностью. Как это получилось? Благодаря чему? Тогда я не анализировала произошедшее, а наслаждалась моментом. Еще бы! Ведь еще месяц назад я не могла и мечтать о том, чтобы попасть в этот мир. Вернее, только мечтать я об этом и могла. И пусть тогда мне удалось лишь на мгновение заглянуть в эту таинственную и манящую жизнь, но это был первый шаг на моем музыкальном пути. И сегодня я могу с уверенностью говорить о том, что это стало возможно именно благодаря моей общительности, моей смелости. Это стало возможно благодаря нетворкингу.
Нетворкинг (от англ. net – сеть, work – работа) – это установление и укрепление сети деловых контактов. Но я смотрю шире: для меня нетворкинг – это взаимопомощь во всех сферах, а не только в рабочей. Это дружба интересов и источник новых возможностей и знаний.
В мире все взаимосвязано, и люди – в первую очередь. Никогда не знаешь, с кем сведет тебя жизнь и кто окажется с тобой рядом в той или иной ситуации. Чем больше мы общаемся, тем больше рассказываем о себе, раскрываем перед людьми свои таланты – и так становимся собственными пиар-агентами и менеджерами.
На сегодняшний день социальные сети – это самый мощный и эффективный канал самопрезентации. Именно там все более явно начинает работать круговое действие взаимосвязей.
Слышали о теории шести рукопожатий? Соцсети подтверждают эту идею самым лучшим образом.
Я захотела проверить это самостоятельно и спросила у своих подписчиков в Instagram, откуда они узнали обо мне. Оказалось, многим рассказали обо мне их друзья и знакомые: иногда они делились моими постами, иногда мы посещали одни и те же вечеринки. Многие выходили на мой профиль, просматривая ленту своих друзей. Получается, почти каждый человек, который на меня подписан, имеет точки соприкосновения еще с пятью-шестью моими подписчиками, а в некоторых случаях – с моими знакомыми.